Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей: Клименко А.А., Черемисина Е.В,
при секретаре Степановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске по апелляционной жалобе ответчика Рубцова А. М. на решение Советского районного суда г.Томска от 24 июля 2015 года
дело по иску публичного акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" к Рубцову А. М. о взыскании задолженности по оплате электроэнергии,
заслушав доклад судьи Клименко А.А., объяснения представителя истца Реутовой А.О., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, жалобу - без удовлетворения,
установила:
открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания", реорганизованное 04.06.2015 в публичное акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Томскэнергосбыт"), обратилось в суд с иском к Рубцову А.М., в котором с учетом уточнения исковых требований просило взыскать с ответчика задолженность за электроэнергию за период с 01.07.2014 по 31.03.2015 в сумме /__/ руб., расходы по оплате государственной пошлины - 1 898,28 руб.
В обоснование требований указано, что между истцом и ответчиком в соответствии со ст.540 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен договор энергоснабжения с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. В силу указанного договора энергоснабжающая организация обязана подавать электрическую энергию ответчику, а ответчик своевременно ее оплачивать. Обязательства по оплате потребленной электроэнергии ответчик исполняет ненадлежащим образом. По адресу: /__/, начисления производятся по показаниям установленного индивидуального прибора учета. Собственником жилого дома по указанному адресу является ответчик Рубцов A.M. За период с 01.07.2014 по 31.03.2015 ответчик имеет задолженность по оплате электроэнергии в указанном в заявлении размере.
В судебном заседании представитель истца Реутова А.О. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Рубцов А.М. в судебном заседании исковые требования не признал.
Обжалуемым решением на основании ст. 210, п. 1 ст. 540, п. 2 ст. 543, п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 153, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1, 5, 8 и 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации", п. 42, п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354, исковые требования ПАО "Томскэнергосбыт" удовлетворены: с Рубцова А.М. в пользу ПАО "Томскэнергосбыт" взыскана задолженность за электроэнергию за период с 01.07.2014 по 31.03.2015 в сумме /__/ руб., расходы по оплате государственной пошлины - 1 865,05 руб.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Рубцов А.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
Считает, что исковые требования не подлежали удовлетворению, так как с исковым заявлением в суд обращалось открытое акционерное общество "Томскэнергосбыт", а не публичное акционерное общество "Томскэнергосбыт". Действующее законодательство не предусматривает возможности замены истца в ходе рассмотрения дела и удовлетворение иска в пользу лица, не заявлявшего каких-либо требований в суд.
Полагает, что установка прибора индивидуального учета потребленной электроэнергии осуществлена с нарушением предусмотренного законом порядка, а потому начисления должны производиться как и ранее по нормативу.
В соответствии с ч.1 ст. 327, ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о судебном заседании и не явившихся в суд лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п.1 ст. 540 указанного кодекса в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Рубцов А.М. является собственником индивидуального жилого дома по адресу: /__/. Указанный жилой дом подключен к электроснабжению путем фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Гарантирующим поставщиком электроэнергии в Томской области является ПАО "Томскэнергосбыт". С момента подключения к сети Рубцов А.М. производил оплату за потребленную электроэнергию по нормативу, установленному приказом Департамента ЖКХ и Государственного жилищного надзора Томской области N11 от 05.06.2013.
30.05.2014 на ближайшей к дому ответчика опоре линии электропередач ООО "Горсети" за счет собственных средств установлен расчетный прибор учета электроэнергии РиМ 189.02 N 548545. Допуск указанного прибора в эксплуатацию оформлен актом допуска измерительного комплекса электроэнергии N 25-05-30-01, подписанным представителем ООО "Горсети" Евдошиным A.M. Граница балансовой принадлежности установлена в месте пересечения воздушной кабельной линии границы земельного участка потребителя. В графе "Замечания" указанного акта отражено, что Рубцов A.M. доступ к жилому дому не предоставил. Показания указанного прибора учета используются гарантирующим поставщиком ПАО "Томскэнергосбыт" для определения объемов потребления ответчиком электроэнергии и расчета размера платы собственника за услуги электроснабжения. За период с 01.07.2014 по 31.03.2015 задолженность ответчика по оплате электроэнергии составила /__/ руб.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Рубцов А.М. пояснил, что ему был известен факт установки ООО "Горсети" индивидуального прибора учета на опоре линии электропередач вблизи дома, однако в связи с установкой данного прибора вне принадлежащего ему дома выразил несогласие с действиями специалистов указанной организации. По причине несоблюдения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, а именно в связи с отсутствием согласования с потребителем времени и места установки прибора, полагает невозможным начисление платы за потребленную электроэнергию осуществлять по показаниям данного прибора.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия фактических и правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия не усматривает оснований не соглашаться с данными выводами суда, так как они соответствуют нормам материального права, регулирующим отношения спорящих сторон, и имеющим значение для дела фактам, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), при этом в решении содержатся исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В силу п.1 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 543 Кодекса).
Требования о необходимости своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в которые согласно п. 4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации входит и плата за энергоснабжение, установлены также ст. 153 указанного кодекса.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Указанными правилами, в частности, определен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Абзацем первым пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Согласно п. 5 ст. 13 данного Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Как указывалось выше, установка индивидуального прибора учета и ввод его в эксплуатацию осуществлена по инициативе и за счет ООО "Горсети". Выражая несогласие с данными действиями и полагая, что показания прибора учета не могут быть приняты для определения объема потребленной энергии по причине размещения прибора без согласования с собственником вне жилого дома и осуществления допуска без участия потребителя, ответчик ссылается, в том числе, на положения постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Действительно, согласно п. 144 указанного постановления приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом, как следует из п. 146 постановления N 446, собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в границах которых установлен прибор учета, принадлежащий другому лицу, обязан обеспечить допуск такого лица и (или) его представителей для проведения работ по замене прибора учета и (или) работ, связанных с эксплуатацией прибора учета.
В силу п. 150 указанного постановления, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. В последующем собственник энергопринимающих устройств обязан оплатить стоимость работ по установлению такого прибора.
В соответствии с п. 152 названного постановления установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется, в том числе, с участием лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами.
Пунктом 154 постановления установлено, что в случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия. Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию.
Как следует из объяснений ответчика, данных в суде первой инстанции, подтверждается иными представленными в дело доказательствами, в том числе актом допуска измерительного комплекса электроэнергии от 30.05.2015 (л.д.89), об установке прибора учета сотрудниками ООО "Горсети" Рубцов А.М. знал, при установке прибора допуск в дом сотрудникам указанной организации не предоставил. При этом также в графе "замечания" акта от 30.05.2015 отмечено, что в адрес ответчика направлялись соответствующие письменные уведомления об установке прибора. Сведений об обращении Рубцова А.М. в ООО "Горсети" либо ПАО "Томскэнергосбыт" с просьбой проведения повторного допуска прибора учета в эксплуатацию материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о нарушении установленной процедуры допуска прибора учета и необходимости начисления платы за потребленную электроэнергию по нормативу подлежат отклонению как необоснованные.
Также не основан на материалах дела, а потому подлежит отклонению довод ответчика об удовлетворении иска в отношении лица, не заявлявшего требований к Рубцову А.М.
Как следует из учредительных документов, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц 04.06.2015, зарегистрировано изменение наименования ОАО "Томскэнергосбыт" в связи со сменой организационно-правовой формы на ПАО "Томскэнергосбыт".
В указанной связи суд верно удовлетворил исковые требования, взыскал с Рубцова А.М. задолженность по оплате электроэнергии в пользу ПАО "Томскэнергосбыт", оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Томска от 24 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рубцова А. М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.