Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Шефер И.А., Марисова А.М.,
при секретаре Горбуновой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению Воровкиной С. Л. к администрации Советского района г.Томска о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным
по апелляционной жалобе администрации Советского района г. Томска на решение Советского районного суда г. Томска от 15 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шефер И.А., заключение прокурора Соломиной В.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Воровкина С.Л. обратилась в суд с иском к администрации Советского района г.Томска, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просила признать её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложить обязанность на администрацию Советского района г. Томска принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать решение администрации Советского района г.Томска от 07.07.2015 N438 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным.
В обоснование требований указала, что неоднократно обращалась в администрацию Советского района г.Томска с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием жилого помещения на каком-либо праве, наличием тяжелой формы хронического заболевания. Последнее обращение было 09.06.2015 с указанием, что семейные отношения между истцом и собственником квартиры, в которой проживает истец, прекращены, совместное хозяйство не ведется, квартира является однокомнатной, собственник квартиры В. в квартире временно не проживает в связи с конфликтными отношениями с истцом, обусловленными ее заболеванием. Решением администрации Советского района г.Томска от 07.07.2015 N438 Воровкиной С.Л. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, со ссылкой на п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Считает указанное решение незаконным, нарушающим её права, поскольку она является инвалидом /__/ группы в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, проживает в однокомнатной квартире, принадлежащей её матери на праве собственности, семейные отношения с которой прекращены, иного жилого помещения истец не имеет, мать истца В. в указанной квартире вынужденно не проживает.
Истец Воровкина С.Л. и ее представитель Вознюк И.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Есипова А.Е. в судебном заседании исковые требования не признала.
Обжалуемым решением суд заявленные требования удовлетворил, признал незаконным решение администрации Советского района г. Томска N438 от 07.07.2015 об отказе в принятии на учет Воровкиной С.Л. в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма; возложил обязанность на администрацию Советского района г. Томска поставить Воровкину С.Л. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
В апелляционной жалобе администрация Советского района г. Томска просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции руководствовался ч.1 ст. 249 ГПК РФ, однако эта норма утратила силу с 15.09.2015.
Отмечает со ссылкой на ст. 3 Федерального закона N23-ФЗ от 08.03.2015 "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ", что дела, находящиеся в производстве Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства в РФ.
Полагает ошибочным вывод суда о том, что истец относится к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории. Кроме того, со ссылкой на врачебную справку N122 указывает, что истец пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что имеет хроническое заболевание, предусмотренное постановлением Правительства РФ N378 от 16.06.2006. Суд первой инстанции в решении ссылается на постановление Правительства N 817 от 21.12.2004, в котором не перечислено заболевание, дающее право на дополнительную площадь. В связи с чем полагает, что Воровкиной С.Л. не доказан факт отнесения её к определенной категории граждан, подлежащих постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
На апелляционную жалобу администрации Советского района г.Томска прокурором и Воровкиной С.Л. поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
На основании части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие Воровкиной С.Л. и представителя администрации Советского района г. Томска, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Воровкина С.Л. является инвалидом /__/ группы бессрочно по заболеванию, включенному в Перечень тяжелых и хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Воровкина С.Л. страдает /__/ заболеванием, требующим обязательного диспансерного наблюдения, которое на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" дает ей право на дополнительную жилую площадь.
Воровкина С.Л. зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении - однокомнатной квартире, расположенной по адресу: /__/. Данное жилое помещение на праве собственности принадлежит ее матери В., которая также в нем зарегистрирована. Каких-либо жилых помещений, принадлежащих Воровкиной С.Л. на праве собственности судом не установлено.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Из положений федерального законодательства следует, что для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в силу положений п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо наличие одновременно трех условий, а именно: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
Согласно ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Как правильно указал суд, регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не являются определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании лица членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
На основании имеющихся в деле доказательств, в том числе показаний свидетелей Н., В., В., судом установлено, что совместное проживание истца с собственником указанного жилого помещения ее матерью В. не сложилось в силу особенностей заболевания истца.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что Воровкина С.Л. относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку членом семьи собственника жилья не является, проживает в квартире, занятой несколькими семьями, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с нею в одной квартире невозможно, иного жилья на праве собственности (ином праве) в пользовании не имеет, то есть в полной мере соответствует критериям, установленным п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а потому подлежит принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Для иных выводов оснований у судебной коллегии не имеется.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" он определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указано, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Согласно ст.17 указанного Федерального закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В ст.51 ЖК РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, среди которых: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся определенной федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Таким образом, условием для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении является отнесение граждан к категории малоимущих или к категории, определенной федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ, а также наличие оснований, предусмотренных ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации, данный учет ведется независимо от отнесения гражданина к определенной категории или наличия у него основания для признания нуждающимся в жилом помещении, в том числе малоимущих или инвалидов, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, независимо от отнесения их к определенной категории, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан..
В силу ст. 3 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" для принятия на учет гражданин представляет в орган местного самоуправления заявление о принятии на учет по форме согласно Приложению 1 к настоящему Закону, в том числе с приложением документов, подтверждающих факт принадлежности гражданина к иной, определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом Томской области, категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения в установленном порядке в соответствии с федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Томской области (удостоверение, медицинское заключение, копия справки ВТЭК об инвалидности и другие) - при постановке на учет в качестве гражданина, отнесенного законодательством к указанной категории.
Вопреки доводам жалобы в судебном заседании нашло подтверждение отнесение Воровкиной С.Л. к категории граждан, нуждающихся в жилом помещении на основании п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. В судебном заседании исследована справка ОГБУЗ " /__/" от 07.09.2015, согласно которой Воровкина С.Л. страдает /__/ заболеванием /__/, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378. При этом действующее жилищное законодательство не содержит императивной нормы, возлагающей на гражданина обязанности соответствовать двум и более основаниям постановки на учет.
Таким образом, вопреки доводам жалобы суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Воровкина С.Л. должна быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, соответственно, решение об отказе в принятии Воровкиной С.Л. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является незаконным.
Указание суда в описательно - мотивировочной части решения на ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на оценку выводов суда по вопросу отнесения Воровкиной С.Л. к категории граждан, нуждающихся в жилом помещении, не влияет.
Указание в жалобе на то, что настоящее дело подлежало рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства в РФ, необоснованно, поскольку настоящее дело подлежит рассмотрению и рассмотрено в исковом порядке по правилам гражданского судопроизводства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для его отмены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 15 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Советского района г. Томска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.