Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей: Шефер Л.В., Фоминой Е.А.,
при секретаре Степановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя администрации Города Томска Румак Т.С. на решение Советского районного суда г.Томска от 12 октября 2015 года
гражданское дело по иску Паламарчук С. В. к администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Паламарчук С.В. обратилась в суд с иском к администрации Города Томска, в котором просила обязать ответчика предоставить ей по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не менее /__/ кв.м, находящееся в границах муниципального образования "Город Томск", отвечающее необходимым санитарным и техническим нормам и правилам.
В обоснование требований указала, что она является инвалидом /__/ группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое дает ей право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Какого-либо жилья на праве собственности или ином вещном праве она не имеет. Решением комиссии по жилищным вопросам она признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени ответчиком жилое помещение ей не предоставлено, что нарушает её права.
В судебном заседании истец Паламарчук С.В. и её представитель Вознюк И.В. требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации Города Томска.
Обжалуемым решением на основании ч.2 ст.49, ст.50, п.4 ч.1 ст.51, п.3 ч.2 ст.57, ч.2 ст.58 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп.6 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную площадь", ст.39 Устава Города Томска исковые требования Паламарчук С.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации Города Томска Румак Т.С. просит решение Советского районного суда г.Томска от 12.10.2015 отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обеспечение жилыми помещения граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу Паламарчук С.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст.327, ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие истца Паламарчук С.В., представителя ответчика администрации Города Томска, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Паламарчук С.В. совместно с дочерью Д. и внучками С. и С. зарегистрированы по адресу: /__/, что подтверждается справкой ООО " /__/" от 11.08.2015.
Решением Кировского районного суда г.Томска от 28.05.2015, вступившим в законную силу 11.09.2015, названные лица выселены из указанной квартиры.
Иного жилого помещения Паламарчук С.В. не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП N /__/ от 18.05.2015, сведениями из ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 14.05.2015, сведениями из Государственного предприятия Кемеровской области "Центр технической Инвентаризации Кемеровской области" от 03.06.2015.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Кировского района г.Томска от 21.07.2015 Паламарчук С.В., Д., С., С. признаны малоимущими и поставлены на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Паламарчук С.В. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Из врачебной справки ВКК N 1179 от 09.06.2015 следует, что Паламарчук С.В. страдает заболеванием, относящемся к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N378. По состоянию здоровья нуждается в отдельной собственной площади с местами индивидуального пользования.
Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения.
Данный вывод сделан с учетом норм материального права, которые правильно применены судом, и на основании совокупности представленных доказательств, которым дана надлежащая оценка в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы об отсутствии у администрации Города Томска обязанности по предоставлению истцам жилого помещения являются несостоятельными исходя из следующего.
Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены категории граждан, которым жилые помещения предоставляются по договору социального найма.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К таким категориям граждан относятся и инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Действующее жилищное законодательство устанавливает следующие условия предоставления жилых помещений указанным категориям граждан: предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 января 2005 года, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из материалов дела усматривается, что Паламарчук С.В. встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
С учетом того, что иной порядок предоставления жилых помещений инвалидам, нуждающимся в жилых помещениях, приведенными нормативными актами не установлен, необходимо руководствоваться тем порядком, который закреплен в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Следовательно, в отношении инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года подлежит применению часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит. Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Томска от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Города Томска Румак Т.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.