Судья Томского областного суда Цой А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу главного государственного инспектора Зырянского района Томской области по пожарному надзору Б. на решение судьи Зырянского районного суда Томской области от 12 ноября 2015 года в отношении муниципального общеобразовательного учреждения "Чердатская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением главного государственного инспектора Зырянского района Томской области по пожарному надзору Б. от 12 октября 2015 года муниципальное общеобразовательное учреждение "Чердатская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ ему назначен административный штраф в сумме 150000 рублей.
Решением судьи Зырянского районного суда Томской области от 12 ноября 2015 года постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, послуживших основанием для привлечения муниципального общеобразовательного учреждения "Чердатская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района к административной ответственности, и отсутствием состава административного правонарушения.
Главный государственный инспектор Зырянского района Томской области по пожарному надзору Б., не согласившись с решением судьи, подал жалобу в Томский областной суд, в которой считает решение судьи незаконным и необоснованным. Отмечает, что на основании ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 9 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки). В силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Ежегодный план проведения плановых проверок отделения надзорной деятельности Зырянского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Томской области на 2015 год разработан и утвержден в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 (согласно ч. 6.3 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ). Плановая проверка МОУ "Чердатская СОШ" включена в ежегодный сводный план проведения плановых проверок, сформированный Генеральной прокуратурой Российской Федерации, размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря 2014 года (согласно ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ). Истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки общеобразовательного учреждения является основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а не основанием проведения плановой проверки (согласно ч. 8 и 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ). Просит признать незаконным и отменить решение Зырянского районного суда Томской области от 12 ноября 2015 года.
Извещенные надлежащим образом должностное лицо административного органа, подавшее жалобу, Б., законный представитель муниципального общеобразовательного учреждения "Чердатская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района Барыкина Р.К., защитник юридического лица Рыжков В.Г. в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, письменных ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Судьей принято решение о рассмотрении дела без участия названных лиц.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как установлено ч. 1, 3 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене судом на основании заявления юридического лица. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки) статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2, 9, 9.3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи. В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
В силу п. 17 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся периодичности их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе федерального государственного пожарного надзора.
Между тем, как установлено ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О пожарной безопасности", к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей. Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, требований пожарной безопасности. В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей). Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности. Периодичность проведения таких проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно перечню видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (ред. от 20.01.2011), в отношении вида деятельности - основное общее и среднее (полное) общее образование - плановые проверки органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, проводятся не чаще 1 раза в год.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 09.09.2015 N 27 начальника ОНД Зырянского района УНДиПР ГУ МЧС России по Томской области - главного государственного инспектора Зырянского района Томской области по пожарному надзору Б. (административное дело, л.д. 12-13) в рамках выполнения плановых проверок на 2015 год в отношении муниципального общеобразовательного учреждения "Чердатская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, срок проведения проверки установлен с 16.09.2015 по 30.09.2015.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.09.2015 N 27 о выявленных нарушениях (административное дело, л.д. 35-37), который послужил основанием для составления протоколов об административных правонарушениях в отношении проверяемого юридического лица по ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ соответственно (административное дело, л.д. 39-41).
Между тем в деле имеется представленная по запросу районного суда копия распоряжения от 14.10.2015 N 24 начальника ОНД Зырянского района УНДиПР ГУ МЧС России по Томской области - главного государственного инспектора Зырянского района Томской области по пожарному надзору Б. о проведении плановой выездной проверки в отношении муниципального общеобразовательного учреждения "Чердатская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в срок с 20.10.2014 по 14.11.2014.
Приведенные обстоятельства указывают на то, что в отношении муниципального общеобразовательного учреждения "Чердатская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района, основным видом деятельности которого (согласно уставу - л.д. 46-70) является основное общее и среднее общее образование, повторная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности проведена ранее чем по истечении одного года со дня окончания проведения предыдущей плановой проверки, что не соответствует требованиям принятого во исполнение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" постановления Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (ред. от 20.01.2011) "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".
Тем самым органом государственного контроля (надзора) не была соблюдена установленная нормативно-правовыми актами периодичность проведения плановых выездных проверок в отношении образовательного учреждения, что не соответствует требованиям ч. 2, 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и квалифицируется как грубое нарушение требований названного федерального закона в силу положений ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, влекущее невозможность признания результатов проверки доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.
В связи с допущенными грубыми нарушениями закона при проведении плановой выездной проверки ее результаты, зафиксированные в акте проверки от 30.09.2015 N 27, в силу требований ст. 26.2 КоАП РФ не могут использоваться как доказательства по делу об административном правонарушении, что влечет их признание недопустимыми доказательствами.
Поскольку поводом и основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях путем составления протоколов об административных правонарушениях явился акт проверки от 30.09.2015 N 27 (и приложение к нему в виде фототаблицы), признанный впоследствии недопустимым доказательством, то указанные протоколы об административных правонарушениях в отношении муниципального общеобразовательного учреждения "Чердатская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района, составленные по признакам административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ соответственно, не могут быть признаны законными, обоснованными и подтверждать виновность юридического лица.
При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда, отменившего постановление главного государственного инспектора Зырянского района Томской области по пожарному надзору от 12 октября 2015 года, вынесенное в отношении муниципального общеобразовательного учреждения "Чердатская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст.20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и прекратившего производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, и отсутствием состава административного правонарушения, соответствуют правильно установленным обстоятельствам дела и основаны на положениях закона.
Что касается доводов жалобы главного государственного инспектора Зырянского района Томской области по пожарному надзору Б., то разработка и утверждение ежегодного плана проведения плановых проверок отделения надзорной деятельности Зырянского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Томской области в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 (ч. 6.3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ), включение спорной плановой проверки в ежегодный сводный план проведения плановых проверок, сформированный Генеральной прокуратурой Российской Федерации, размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, сами по себе не означают отсутствие факта грубого нарушения требований п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении спорной плановой выездной проверки и не свидетельствуют о законности полученных в ходе проведения такой проверки результатов.
Довод автора жалобы, согласно которому истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки общеобразовательного учреждения является основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а не основанием проведения плановой проверки, выводы судьи районного суда не опровергает, поскольку включение плановой проверки общеобразовательного учреждения в ежегодный план проведения плановых проверок объективно предшествует проведению плановой проверки, следовательно, период между днем окончания проведения последней плановой проверки общеобразовательного учреждения и проведением последующей плановой проверки объективно не может составлять менее одного года.
Таким образом, оснований, влекущих отмену решения судьи Зырянского районного суда Томской области от 12 ноября 2015 года, в жалобе главного государственного инспектора Зырянского района Томской области по пожарному надзору Б. не приведено и при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Зырянского районного суда Томской области от 12 ноября 2015 года в отношении муниципального общеобразовательного учреждения "Чердатская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора Зырянского района Томской области по пожарному надзору - без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.А. Цой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.