Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ворончихина В.В.,
судей Мамаевой Н.А., Лысовой Т.В.,
при секретаре Халявиной В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 16 декабря 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 25 сентября 2015 года, которым на ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ возложена обязанность передать Скурлыгину Н.И. технические средства реабилитации: 324 подгузника, абсорбирующее белье (пеленки) - 162 штуки за 2014 год, 240 подгузников, абсорбирующее белье (пеленки) 120 штук за 2015 г. в соответствии с условиями индивидуальной программы реабилитации инвалида.
С ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в бюджет МО "Город Киров" взыскана госпошлина в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Мамаевой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юрьянского района Кировской области в интересах Скурлыгина Н.И. обратился в суд с иском к ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обеспечении техническими средствами реабилитации, в обоснование указал, что Скурлыгин Н.И. является инвалидом 1 группы, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от "дата" нуждается в технических средствах реабилитации. Согласно ИПР Скурлыгину Н.И. необходимо 2 подгузника и 1 впитывающую простыню в сутки. Порядок обращения за получением TCP Скурлыгиным Н.И. соблюден. В 2014 году ФФС должно было ему предоставить 544 подгузника, 272 штуки абсорбирующего белья, в 2015 году: подгузников - 360 штук, абсорбирующего белья - 180 штук. Скурлыгину Н.И. в 2014 году было предоставлено 189 подгузников, абсорбирующее белье - 90 штук, в 2015 году 120 подгузников, абсорбирующее белье - 60 штук. Таким образом, инвалид недообеспечен в 2014 году TCP подгузниками в количестве 364 штуки (544-180=364), абсорбирующим бельем в количестве 182 штуки (272-90=182); в 2015 году - подгузниками в количестве 240 штук (360-120=240), абсорбирующим бельем в количестве 120 штук (180-60=120). Неисполнение уполномоченными органами своих обязанностей по обеспечению инвалида в полном объеме техническими средствами реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию. Просил суд обязать ответчика обеспечить Скурлыгина Н.И. техническими средствами реабилитации в указанном объеме.
Судом постановлено приведенное выше решение.
ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, указав, что суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что действующим законодательством обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, а также доводы о недостаточности финансирования из федерального бюджета на указанные цели. Подгузники являются средствами реабилитации разового использования, предусмотрены для ежедневного обеспечения личной гигиены инвалида. Возможность выдачи расходных средств реабилитации (подгузников) за прошлый период действующим законодательством не предусмотрена. Обеспечение техническими средствами реабилитации граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, должно осуществляться данными учреждениями за счет средств субъекта Российской Федерации.
В возражениях на жалобу прокурор Юрьянского района Кировской области указал, что считает решение законным и обоснованным, жалобу удовлетворению не подлежащей.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ Епанешникову Е.И., поддержавшую доводы жалобы, прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к пересмотру решения суда.
В силу статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
Пунктом 22 Федерального перечня к техническим средствам реабилитации отнесены, в том числе подгузники.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Из материалов дела следует, что Скурлыгин Н.И., "дата" года рождения, является инвалидом 1 группы. Индивидуальной программой реабилитации инвалида, определена необходимость в обеспечении Скурлыгина Н.И. техническими средствами реабилитации: в т. ч. подгузник 2 шт. в сутки, пеленки 1 шт. в сутки.
Правилами обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными постановлением Правительства от 07.04.2008 N 240 установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления. Заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида (п. 2, 4).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
За 2014 года истцу недопоставлено подгузников в количестве 364 штуки (544-180=364), абсорбирующего белья в количестве 182 штуки (272-90=182); в 2015 году - подгузников в количестве 240 штук (360-120=240), абсорбирующего белья в количестве 120 штук (180-60=120).
Суд, удовлетворяя требования прокурора и обязывая ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Скурлыгина Н.И. техническими средствами реабилитации, правомерно исходил из того, что он является инвалидом, состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, в связи с чем имеет право на получение технических средств реабилитации, и несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и свободы инвалида.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на всестороннем и полном исследовании обстоятельств дела, правильном применении норм материального и процессуального права.
Довод ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность выдачи расходных средств реабилитации за прошлый период, является несостоятельным.
В силу гл. 26 ГК РФ неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательство не прекращает. Истечение срока, на который Скурлыгину Н.И. следовало предоставить указанное количество средств реабилитации, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, а также доводы о недостаточности финансирования отклоняются как не основанные на нормах права. Государство, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняло на себя обязанность по их исполнению. Реализация социальных прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от финансирования ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ из федерального бюджета на указанные цели или его отсутствия.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Кирова от 25 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.