Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего: Любобратцевой Н.И.
Судей: Филатовой Е.В.
Синани А.М.
При секретаре: Урденко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Филатовой Е.В. гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска, о признании действий неправомерными, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 08 сентября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска о понуждении выплатить ей пособие по уходу за детьми ФИО2 и ФИО3 до трех лет за период январь-март 2015 года; произвести перерасчет выплаченных сумм пособия при рождении ребенка ФИО4 за период январь-май 2015г. в размере, предусмотренном п.2 ч.4 Закона РК N36-ЗРК/2014, из расчета "данные изъяты". ежемесячно, произвести перерасчет выплаченных сумм пособия при рождении ребенка ФИО2 за период январь-июль 2015г. по тем же основаниям, исходя из расчета по "данные изъяты" ежемесячно, а также в дальнейшем выплачивать это пособие в указанном размере, произвести перерасчет выплаченных сумм пособия при рождении ребенка ФИО3 за период январь-июль 2015г. по тем же основаниям, исходя из размера "данные изъяты". ежемесячно и в дальнейшем выплачивать это пособие в указанном размере.
Требования мотивированы тем, что истица имеет троих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на которых получает следующие виды пособий: пособие по ходу за ребенком до трех лет, пособие при рождении, пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Кроме того у неё возникло право на получение пособия по случаю рождения детей.
С 01.01.2015 г. на ФИО3 получает пособие по уходу за ребенком до полутора лет по месту работы Межрайонной инспекции ФНС N2 по Республике Крым. Кроме этого, УТСЗН администрации г. Красноперекопска выплачивало ей пособие при рождении ребенка в сумме "данные изъяты" руб. До ДД.ММ.ГГГГ истица работала в Межрайонной инспекции ФНС N2 по Республике Крым. После увольнения в апреле 2015 г. она обратилась в УТСЗН с просьбой выплачивать указанный вид пособия как незастрахованному лицу. При этом ей было разъяснено, что данное пособие в УТСЗН значится как пособие по уходу за ребенком до трех лет. Однако, выплата пособия начала производится с мая 2015 г. и оказалась гораздо меньше ожидаемой. В ответ на обращение истицы УТЗСН дало письменное разъяснение от N от 26.06.2015 г., с которым она полностью не согласна. Считает, его противоречащим Закону N36-ЗРК от 17.12.2014 г. "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым".
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 08 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решения суда, заявленные требования удовлетворить. Считает указанное решение незаконным, постановленным на основе позиции УТСЗН, без ссылок на нормы Закона. Апеллянт указывает, что суд первой инстанции оставил без внимания, что все пособия получаемые ФИО1 имеют разные основания назначения, финансируются из разных бюджетов (при рождении - региональный, по уходу за ребенком до полутора лет - федеральный), включение сумм одного в другой является неправомерным.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1, является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Решением о назначении помощи семьям с детьми от 01.07.2011 г. по случаю рождения ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ истице назначена государственная социальная помощь "данные изъяты" грн. - единовременно, и "данные изъяты" грн. ежемесячно, до достижения возраста 4-х лет. Ежемесячная сумма в рублях на сегодняшний день составляет "данные изъяты" руб.
Решением о назначении помощи семьям с детьми от 05.10.2012 г. по случаю рождения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ истице назначена государственная социальная помощь в размере "данные изъяты" грн. - единовременно, и "данные изъяты" грн. ежемесячно, до достижения возраста 6-ти лет. Ежемесячная сумма в рублях на сегодняшний день составляет "данные изъяты" руб.
Решением о назначении помощи семьям с детьми от 11.11.2014 г. по случаю рождения ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ истице назначена государственная социальная помощь в размере "данные изъяты" грн. - единовременно, и "данные изъяты" грн. ежемесячно, до достижения возраста 6-ти лет. Ежемесячная сумма в рублях на сегодняшний день составляет "данные изъяты" руб. Начисление и выплата на ФИО3 произведена с учетом выплат Фондом социального страхования.
Федеральный закон от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. В ст. 3 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено ежемесячное пособие на ребенка. При этом порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона N81-ФЗ от 19.05.1995 г. средства на выплату государственных пособий, гражданам подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производятся за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Кроме этого на уровне субъекта федерации был принять дополнительный Закон N36-ЗРК от 17.12.2014 г. "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым".
В соответствии со ст. 4 данного Закона в случае: если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - 6344,72 руб. - больше размера ежемесячной помощи при рождении ребенка в сумме 0,00 руб.; если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет минимальный - 5436,67 руб. выплата производится в размере разницы (6148,10 руб. -5436,67 руб.) = 711,42 руб.; пособия с 1,5 лет до 6 лет, исчисляются путём деления остатка помощи при рождении ребенка, предоставляемой в соответствии законодательством в сфере оказания государственной поддержки семьям с детьми, действовавшим в АР Крым до 21.02.2014 г., на оставшееся, до истечения срока назначения, количество месяцев. УТЗН доплачивало ей разницу между размером пособия, установленным в РФ и размером пособия в Украине, сохраненным в РК для данной категории матерей согласно ст.4 Закона N36-ЗРК от 17.12.2014 г. "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым".
Сумма пособия при рождении ребенка, установленного законодательством, действовавшим на территории Республики Крым от 21.02.2014 г. превышает установленный Федеральным законом на выплату единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
В соответствии с Законом Республики Крым N36-ЗРК/2014 от 17.12.2014 г. "Об особенностях установленных мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Крым" предусматривает выплаты ранее назначенных пособий и предоставление пособий, право на которое возникло до 31.12.2014 г. Таким образом, все ранее назначенные (по 31.12.2014 г.) выплаты по случаю рождения ребенка; помощь в связи с беременностью и родами; помощь при рождении ребенка; помощь по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста сохранены и до окончания сроков их назначения.
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была трудоустроена и являлась застрахованным лицом, выплата государственной социальной помощи по уходу за ребенком, ей производилась по месту работы из Фонда социального страхования. С января 2015 года до увольнения ФИО1 получала пособие по месту работы в размере, предусмотренном законодательством РФ и доплату из УТСЗН. Таким образом, выплаты производились из разных источников финансирования по различным ведомостям, однако при этом в целом размер пособия был сохранен.
По делу установлено и апеллянтом не оспаривается, что ФИО1 после увольнения несвоевременно поставила в известность УТЗН об изменении условий, обратилась (только в апреле 2015г.), что послужило основанием для назначения ей пособия как незастрахованному лицу только с мая 2015г. Такие действия не противоречат закону, поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал в понуждении ответчика произвести выплаты за период с января по май 2015г.
Таким образом, суд первой инстанции, отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о понуждении ответчика произвести выплату пособия по уходу за ребенком ФИО2 до трех лет за период январь-март 2015 года; о понуждении ответчика произвести выплату пособия и обязать ответчика произвести выплату пособия по уходу за ребенком ФИО3 до трех лет за период январь-март 2015 года, обоснованно исходил из того, что истец обратилась за выплатой пособия по уходу за ребенком до 3-х лет как незастрахованному лицу, ДД.ММ.ГГГГ, указанное пособие назначается с даты её обращения. Как застрахованному лицу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перерасчет пособия произведен.
Кроме того, суд сделал правильный вывод о том, что пособия перерасчету на новый прожиточный минимум не подлежат, так как назначение пособий производится с даты рождения ребенка, а не с даты обращения в компетентный орган.
В связи с чем отказал в удовлетворении требований о понуждении ответчика произвести перерасчет выплаченных сумм пособия при рождении ребенка на ФИО4 за период январь-май 2015 года в размере "данные изъяты" коп. ежемесячно; на ФИО2 за период январь-июль 2015 г. в размере "данные изъяты" коп. ежемесячно, а также в дальнейшем производить выплату данного пособия в указанном размере; на ФИО3 за период январь-июль 2015 г. в размере "данные изъяты" руб. ежемесячно, а также в дальнейшем производить выплату данного пособия в указанном размере.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, поэтому не могут повлечь за собой отмену решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции были исследованы все обстоятельства по делу, которым дана надлежащая оценка, правильно применен закон, регулирующий спорные правоотношения. Решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 29 сентября 2015 год ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.