Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Рогозина К.В.,
судей
Онищенко Т.С., Хмарук Н.С.,
при секретаре
Нижняковской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
по докладу судьи Онищенко Т.С.
гражданское дело по иску Прокурора г. Феодосии в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования города Феодосии и неопределенного круга лиц к физическому лицу - предпринимателю ФИО1 о сносе самовольного строения, третье лицо - Администрация города Феодосии Республики Крым,
по апелляционной жалобе физического лица - предпринимателя
ФИО1 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 09 июля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Феодосии обратился в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования города Феодосии и неопределенного круга лиц с данным иском и просил снести трехэтажное строение размером 6,05*6,14*6,09*5,99 метра и пристройку к данному строению по двум осям следующих размеров: 7,42*6,51*0,69, расположенные по адресу: "адрес" /л.д. 49-56/.
Заявленные требования обоснованы тем, что 10 апреля 2007 года на основании решения Феодосийского городского совета N от 30 марта 2007 года с ФЛП ФИО1 был заключен договор аренды земли, согласно которому ответчику на условиях аренды передан земельный участок, общей площадью 0,5000 га, расположенный по адресу: "адрес", ул. "адрес" (район кемпинга "Лазурный"), зона "Ближние Камыши", оценочный район N, кадастровый N. Данный договор 19 апреля 2007 года был зарегистрирован в учреждении земельного кадастра в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли за N.
Как следует из решения Феодосийского городского совета N от 30 марта 2007 года, фактически кадастровый номер вышеуказанного земельного участка N. Ранее, согласно решению Феодосийского городского совета N от 24 февраля 2006 года указанному земельному участку был присвоен кадастровый N и он был передан в аренду ФЛП ФИО1
В дальнейшем, пунктом 2.1 решения Феодосийского городского совета N от 27 октября 2006 года ФИО8 было дано разрешение изменить целевое назначение указанного земельного участка.
В последующем, пунктом 1.1 решения Феодосийского городского совета N от 30 марта 2007 года признано утратившим силу решение городского совета N от 24 февраля 2006 года и ФЛП ФИО1A. передан в аренду указанный земельный участок с новым кадастровым номером 0 N. При этом, согласно информации исполнительного комитета Феодосийского городского совета от 05 августа 2014 года N, в Договоре кадастровый N указан неверно, кадастровый номер указанного земельного участка - N.
Как усматривается из решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета N от 17 октября 2008 года, указанному земельному участку присвоен адрес: "адрес", ул. "адрес".
В соответствии с пунктами 15-16 Договора аренды земли, земельный участок рекреационного назначения передан в аренду для строительства и обслуживания пункта проката пляжного инвентаря и оборудования с помещениями яхт-клуба и спасательной станции.
Положениями пункта 26 данного договора предусмотрено, что на арендованный земельный участок установлено ограничение, согласно с КОПСЗ и ВЗУ пункта 1.3 "Соблюдение режима использования земель для охранных и санитарно-защитных зон" и статьи 113 Земельного кодекса Украины, и обеспечение свободного доступа граждан на пляж.
Согласно пункту 30 указанного договора, арендатор имеет право по письменному соглашению арендодателя возводить в установленном законом порядке строения и сооружения.
Ответчиком без получения разрешительного документа на выполнение строительных работ на земельном участке по адресу: "адрес", ул. "адрес", самовольно осуществляются строительные работы, в результате выполнения которых построено трехэтажное строение с пристройкой по двум осям.
Указанное самовольное строение построено с существенными нарушениями градостроительных и санитарных норм и правил.
Согласно действующему генеральному плану г. Феодосии, данное самовольное строение расположено в границах зеленных насаждений общего пользования.
Принимая во внимание, что данным генеральным планом не предусмотрено строительство каких-либо зданий и сооружений в границах зеленных насаждений, строительство вышеуказанного самовольного строения выполняется с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
Кроме того, самовольное строение построено с грубым нарушением требований статьи 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" N69-ФЗ от 31 марта 1999 года, Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N878 от 20 ноября 2000 года.
В соответствии с приложением "В" СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы, минимальное расстояние от подземного газопровода высокого давления до фундаментов зданий и сооружений составляет 7 метров.
Установлено, что вдоль самовольно выстроенного ответчиком строения проходит подземный газопровод высокого давления 2-й категории. Согласно геодезической съемке, данный газопровод проходит на расстоянии от фундамента строения 0,92 -1,81 метра, чем также создается угроза жизни и здоровью неограниченного круга граждан.
При неоднократно проводимых проверках по адресу: "адрес" ФЛП ФИО1 отсутствовала, вместе с тем, строительство указанного самовольного строения осуществлялось различными строителями, которые устно пояснили, что выполняют строительные работы по договору с ФЛП ФИО1, при этом отказались представиться.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 09 июля 2015 года данный иск удовлетворен /л.д. 115-118/.
На ФЛП ФИО1 возложена обязанность снести трехэтажное строение размером 6,05*6,14*6,09*5,99 метра и пристройку к данному строению по двум осям размером 7,42*6,51*0,69, расположенные по адресу: "адрес". Трехэтажное строение расположено в следующих координатах: точка "данные изъяты"
Взыскано с ФЛП ФИО1 в доход государства государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
Не согласившись с данным судебным решением, ответчик - ФЛП ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значения для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права /л.д. 126-129/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что отсутствие разрешения на строительство не является основанием для сноса объекта на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела судом не установлена дата осуществления строительства спорной постройки. Судом грубо нарушены положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации относительно действия гражданского законодательства во времени. Истцом не предоставлено доказательств в подтверждение нарушений требований Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", а так же их существенности, заключение эксперта отсутствует.
Прокуратурой г. Феодосии и третьи лицом предоставлены письменные возражения, в которых их представители просят оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта /л.д. 135-137, 139-141/.
Прокурор в заседании суда апелляционной инстанции просил оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.
Ответчик и третье лицо в заседание суда апелляционной инстанции не явились и о причинах неявки не сообщили, о дате и месте рассмотрения были извещены надлежащим образом /л.д. 164-167/, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
10 апреля 2007 года на основании решения Феодосийского городского совета N от 30 марта 2007 года между Феодосийским городским советом и ФЛП ФИО1 заключен договор аренды земли, согласно которому ответчику на условиях аренды передан земельный участок, общей площадью 0,5000 га, расположенный по адресу: "адрес", ул. "адрес" (район кемпинга "Лазурный"), зона "Ближние Камыши" /л.д. 57-59/.
19 апреля 2007 года указанный договор зарегистрирован в Феодосийском городском отделе КРФ ГП "Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины" в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли за N, в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Как следует из решения Феодосийского городского совета N от 30 марта 2007 года фактически кадастровый номер вышеуказанного земельного участка N. Ранее, согласно решению Феодосийского городского совета N от 24 февраля 2006 года указанному земельному участку был присвоен кадастровый N и он был передан в аренду ФЛП ФИО1 /л.д. 60-61/
В дальнейшем, пунктом 2.1 решения Феодосийского городского совета N от 27 октября 2006 года ФИО9 было дано разрешение изменить целевое назначение указанного земельного участка /л.д. 62/.
В последующем, пунктом 1.1 решения Феодосийского городского совета N от 30 марта 2007 года признано утратившим силу решение городского совета N от 24 февраля 2006 года и ФЛП ФИО1A. передан в аренду указанный земельный участок с новым кадастровым номером N. При этом, согласно информации исполнительного комитета Феодосийского городского совета от 05 августа 2014 года N, в Договоре кадастровый N указан неверно, кадастровый номер указанного земельного участка - N.
Как усматривается из решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета N от 17 октября 2008 года указанному земельному участку присвоен адрес: "адрес", ул. "адрес".
В соответствии с пунктами 15-16 Договора аренды земли, земельный участок рекреационного назначения передан в аренду для строительства и обслуживания пункта проката пляжного инвентаря и оборудования с помещениями яхт-клуба и спасательной станции.
Положениями пункта 26 данного договора предусмотрено, что на арендованный земельный участок установлено ограничение, согласно с КОПСЗ и ВЗУ пункта 1.3 "Соблюдение режима использования земель для охранных и санитарно-защитных зон" и статьи 113 Земельного кодекса Украины, и обеспечение свободного доступа граждан на пляж.
Согласно пункту 30 указанного договора, арендатор имеет право по письменному соглашению арендодателя возводить в установленном законом порядке строения и сооружения.
Согласно информации Феодосийской объединенной налоговой инспекции от 24 июля 2014 года, ФЛП ФИО1 ( N) осуществляет деятельность по упрощенной системе налогообложения (единый налог) с 01 января 2012 года, на 2-й группе, с заявленным видом деятельности по КВЭД:68:20 сдача в аренду и эксплуатация собственного или арендованного недвижимого имущества. Согласно предоставленного заявления местом осуществления предпринимательской деятельности является "адрес" /л.д. 79/.
Статьей 34 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка по адресу: "адрес" ответчику) предусматривалось, что заказчик имеет право выполнять строительные работы после: 1) регистрации органом государственного архитектурно-строительного контроля декларации о начале выполнения строительных работ - по объектам строительства, относящихся к ?-??? категорий сложности; 2) выдачи заказчику органом государственного архитектурно-строительного контроля разрешения на выполнение строительных работ относительно объектов строительства, относящихся к IV и V категорий сложности.
В соответствии с положениями статей 26, 29 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", проектирование и строительство объектов осуществляется собственниками или пользователями земельных участков в следующем порядке: 1) получение заказчиком или проектировщиком исходных данных, основными составляющими которых являются градостроительные условия и ограничения; 2) разработка проектной документации и проведение в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона, ее экспертизы; 3) утверждение проектной документации; 4) выполнение подготовительных и строительных работ.
Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения присуждения исполнении обязательства в натуре.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. В пункте 2 данной статьи, указывается, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Согласно статье 11 Земельного Кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализации местных программ использования и охраны земель, а также, иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправлении осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с приведенным легальным определением постройка признается самовольной при наличии хотя бы одного из следующих условий (признаков): возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей; отсутствие необходимого разрешения на строительство/ реконструкцию; нарушение при возведении объекта специально установленных норм и правил.
Согласно пункту 2 Порядка выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым N 2040-6/14 от 11 апреля 2014 года, строительные работы могут выполняться заказчиком при: подаче заказчиком уведомления о начале выполнения строительных работ Архитектурно- строительной инспекции Республики Крым - по объектам, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта; при регистрации Инспекцией декларации - по объектам строительства, относящихся к I-III категории сложности; при выдаче заказчику Инспекцией разрешения на выполнение строительных работ - относительно объектов строительства, относящихся к IV и V категориям сложности.
В соответствии с Приложением 2 к Порядку выполнения строительных работ, в заполненной для подачи на регистрацию в Инспекцию декларации о начале выполнения строительных работ должно быть указано: наименование органа, выдавшего градостроительные условия и ограничения, их регистрационный номер и дата выдачи.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправлении по месту нахождении земельного участка.
Согласно пунктам 15, 16 Договора аренды земли, ответчику на условиях аренды был передан земельный участок рекреационного назначения для строительства и обслуживания пункта проката пляжного инвентаря и оборудования с помещениями яхт-клуба и спасательной станции.
В соответствии с пунктом 26 Договора аренды земли, на арендованный земельный участок установлено ограничение согласно с КОПСЗ и ИЗУ пункт 1.3 "Соблюдение режима использования земель для охранных и санитарно-защитных зон" и статьи 113 Земельного кодекса Украины. Предусмотрено обеспечение свободного доступа на пляж.
Пунктом 30 Договора аренды земли предусмотрено, что арендатор имеет право по письменному соглашению арендодателя возводить в установленном законодательством порядке строении и сооружения.
Из акта обследования земельных участков от 02 июля 2014 года следует, что на земельном участке площадью 0,50 га по адресу: "адрес", фактический кадастровый N (кадастровый номер согласно договора аренды земли - N), переданном в пользование на условиях аренды СПД ФИО1, построены: 4-х этажное здание, к нему пристроено 4-х этажное здание с мансардой (пункт проката пляжного инвентаря и оборудования с помещениями яхт-клуба и спасательной станцией), 2-х этажные гаражи (нежилое строение). На указанном земельном участке находится строящееся 3-х этажное здание размерами 6,0 х 6,0 (м) и бетонная площадка с выпусками арматуры (так называемое "свайное поле"). Пункт проката пляжного инвентаря и оборудования с помещениями яхт-клуба и спасательной станцией принят в эксплуатацию актом государственной приемочной комиссии, утвержден решением исполкома городского совета от 17 октября 2008 года N. Строительство 3-х этажного здания размерами 6,0 х 6,0 (м) на земельном участке осуществляется без права выполнения строительных работ. СПД ФИО10 в исполком городского совета с заявлением о выдаче градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка не обращалась /л.д. 73/.
Согласно информации исполнительного комитета Феодосийского городского совета от N от 08 августа 2014 года, строительство трехэтажного строения с пристройкой по двум осям на земельном участке по адресу: "адрес" переданном в пользование субъекту предпринимательской деятельности ФИО1 JI.A., начато в мае 2014 года. Разрешение на строительство вышеуказанного трехэтажного строения с пристройкой СПД ФИО1 не выдавалось. СПД ФИО1A. с заявлением о выдаче градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка по строительству трехэтажного строения с пристройкой по двум осям по адресу: "адрес", в исполнительный комитет городского совета не обращалась и соответственно градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка на строительство указанного объекта не выдавались /л.д. 65/.
Согласно информации Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Феодосийского городского совета N от 23 июля 2014 года, письменное согласие, в соответствие с пунктом 30 договора аренды, на строительство трехэтажного строения с пристройкой по двум осям исполнительным комитетом городского совета не давалось.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства на земельном участке площадью 0,5000 га по адресу: "адрес", без получения разрешительного документа на выполнение строительных работ построено трехэтажное строение с пристройкой по двум осям, которое является самовольной постройкой, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части отклоняются как несостоятельные.
Указанное трехэтажное строение имеет следующее размеры: 6,05*6,14*6,09*5,99 метра, пристройка по двум осям имеет следующие размеры: 7,42*6,51*0,69.
Согласно геодезическим измерениям, проведенными Феодосийским отделом ГП "Крымгеоинформатика", координаты данного трехэтажного строения следующие: "данные изъяты".
Самовольное строение построено с нарушением требований статьи 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N878 от 20 ноября 2000 года. В соответствии с приложением "В" СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы, минимальное расстояние от подземного газопровода высокого давления до фундаментов зданий и сооружений составляет 7 метров. Установлено, что вдоль самовольно выстроенного ответчиком строения проходит подземный газопровод высокого давления 2-й категории. В соответствии с геодезической съемкой, выполненной Феодосийским отделом ГП "Крымгеоинформатика", данный газопровод проходит на расстоянии от фундамента строения 0,92 - 1,81 метра, чем, также, создается угроза жизни и здоровью неограниченного круга граждан, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части признаются судебной коллегией необоснованными.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принимая во внимание то, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", на условиях аренды длительное время находится в пользовании ответчика, который до настоящего времени не сообщал о каких-либо других лицах, осуществляющих самовольное строительство на данном земельном участке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что самовольное строение построено ответчиком, в связи с чем, на него должна быть возложена обязанность по его сносу.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, считает их основанными на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, а также влияли бы на законность и обоснованность судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Таким образом, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущены, и постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, приведенные в жалобе - необоснованными.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 09 июля 2015 года,
оставить без изменения, а апелляционную жалобу физического лица - предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.