Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Рогозина К.В.,
судей
Онищенко Т.С., Хмарук Н.С.,
при секретаре
Нижняковской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
по докладу судьи Онищенко Т.С.
гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Нижнегорского района Республики Крым и Нижнегорскому районному совету Республики Крым о взыскании компенсационных выплат при увольнении в связи с ликвидацией организации,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 15 сентября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 в июле 2015 года обратилась в суд с данным иском к Администрации Нижнегорского района Республики Крым и просила взыскать в ее пользу с Администрации Нижнегорского района Республики Крым два среднемесячных заработка на период трудоустройства в размере "данные изъяты" руб. и денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты среднемесячного заработка в размере "данные изъяты" руб. /л.д. 1-2/.
Заявленные требования истец мотивировала тем, что она работала в службе по делам детей Нижнегорской районной государственной администрации. 16 октября 2014 года Нижнегорским районным советом Республики Крым было принято решение N11 "О ликвидации Нижнегорской районной государственной администрации". 30 декабря 2014 года трудовой договор с ней был расторгнут на основании пункта 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с ликвидацией организации. При увольнении с ней был произведен расчет и выплачено выходное пособие в размере месячного заработка. После увольнения она встала на учет в центре занятости. В настоящее время ответчик не выплачивает ей средний заработок на период трудоустройства до двух месяцев.
Определением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 05 августа 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Нижнегорский районный совет Республики Крым /л.д. 51/.
Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 15 сентября 2015 года отказано в удовлетворении иска ФИО1 /л.д. 92-93/.
Не согласившись с данным решением суда, истец - ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 96-97/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом дана неверная оценка представленным доказательствам и неправильно применены нормы трудового права, регулирующие спорные правоотношения, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Администрацией Нижнегорского района Республики Крым и Нижнегорским районным советом Республики Крым предоставлены письменные возражения, в которых ответчики просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 101-102, 112/.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела /л.д. 107-109/, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, истец не уведомила о причинах своей неявки, от ответчиков поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N23 от 19 декабря 2003 года, следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям закона и разъяснениям обжалуемое решение не соответствует.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 работала в Нижнегорской районной государственной администрации в должности начальника службы по делам детей райгосадминистрации.
16 октября 2014 года Нижнегорским районным советом Республики Крым принято решение N11 о ликвидации юридического лица - Нижнегорской районной государственной администрации.
30 декабря 2014 года распоряжением N157-Л председателя ликвидационной комиссии начальник службы по делам детей райгосадминистрации ФИО1 уволена с работы в связи с ликвидацией Нижнегорской районной государственной администрации и ее структурных подразделений по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
При увольнении с истцом был осуществлен полный расчет и выплачено выходное пособие в размере месячного заработка.
30 декабря 2014 года Нижнегорским районным советом Республики Крым принято решение N3 об утверждении ликвидационного баланса Нижнегорской районной государственной администрации.
31 декабря 2014 года истец обратилась в территориальное отделение ГКУ ЦНЗ в г. Симферополь со всеми необходимыми документы для постановки на учет в центр занятости.
Согласно статье 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, до 01 января 2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статьей 19 данного Федерального конституционного закона предусмотрено, что местное самоуправление на территориях Республики Крым в переходный период осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учётом особенностей, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым.
Как следует из абзаца 8 части 6 статьи 26 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" N54-ЗРК от 21 августа 2014 года, органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории.
Согласно абзацу 9 части 6 указанной статьи Закона, до урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Государственного Совета Республики Крым "О вопросах урегулирования осуществления местного самоуправления на территории Республики Крым в переходный период" N2082-6/14 от 30 апреля 2014 года, полномочия по решению в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, осуществляют на соответствующих территориях органы местного самоуправления, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (далее органы местного самоуправления), в объеме прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами Республики Крым, актами органов местного самоуправления, и с учётом критериев отнесения соответствующих территорий к определенному виду муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 1.5 указанного Постановления, районным государственным администрациям, действовавшим в Республике Крым, делегированы полномочия по осуществлению исполнительно-распорядительных функций местного самоуправления соответствующих районных советов в объеме прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, с учетом положений настоящего постановления.
В соответствии положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N131-ФЗ от 06 октября 2003 года, органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Аналогично вопросы правопреемства государственных органов при их ликвидации или реорганизации урегулированы Указом Президента Российской Федерации "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" N724 от 12 мая 2008 года, согласно пункту 17 которого установлено, что федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с настоящим Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются правопреемниками по обязательствам ликвидированных или реорганизованных органов.
В силу положений указанных выше законов, нормативно-правовых актов, вновь образованный Нижнегорский районный совет Республики Крым является правопреемником ликвидированной на основании его решения Нижнегорской районной государственной администрации в силу прямого указания закона в части выплаты денежных средств, предусмотренных статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя о невозможности правопреемственности между Нижнегорским районным советом Республики Крым и ликвидированной Нижнегорской районной государственной администрации в вопросах, касающихся трудовых отношений, поскольку ликвидированный орган не относился к органам местного самоуправления, не свидетельствуют о необоснованности заявленных исковых требований, поскольку, хотя райгосадминистрация в силу статьи 1 Закона Украины "О местных государственных администрациях" являлась местным органом исполнительной власти, Постановлением Государственного Совета Республики Крым N2082/14 от 30 апреля 2014 года на неё были возложены исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления Нижнегорского района. Кроме этого, статьей 14 Закона Украины "О местных государственных администрациях" не исключалось исполнение райгосадминистрацией делегированных соответствующим советом полномочий органов местного самоуправления.
В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора в случае ликвидации предприятия, сокращения численности или штата работников организации.
В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Нижнегорский районный совет Республики Крым, как орган принявший решение о ликвидации райгосадминистрации, обязан был принять меры для соблюдения гарантий, предоставленных гражданам при их увольнении в связи с ликвидацией. Кроме этого, Нижнегорский районный совет Республики Крым, принимая решение об утверждении ликвидационного баланса также не предпринял указанных мер.
После ликвидации райгосадминистрации и до настоящего времени Нижнегорский районный совет Республики Крым не урегулировал правопреемство по спорному вопросу.
Таким образом, с Нижнегорского районного совета Республики Крым в пользу истца подлежит взысканию сумма двух средних заработков в размере "данные изъяты" руб.
Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
В частности положениями данной нормы трудового права предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 55 Постановления Пленума "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" N2 от 17 марта 2004 года разъяснил, что при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Судебная коллегия соглашается с предоставленным расчетом и таким образом с Нижнегорского районного совета Республики Крым в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация в размере "данные изъяты" руб.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права (пункты 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового решения о частичном удовлетворении данных исковых требований.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 15 сентября 2015 года
отменить.
Иск ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Нижнегорского районного совета Республики Крым в пользу ФИО1 сумму двух среднемесячных заработка на период трудоустройства в размере "данные изъяты" руб. и денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты в размере "данные изъяты" руб., а всего "данные изъяты" руб.
Отказать в удовлетворении остальной части исковых требований.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.