Решение Калининградского областного суда от 17 декабря 2015 г.
(Извлечение)
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Цыганкова И.М. Дело N 7А-427/2015
РЕШЕНИЕ
"17" декабря 2015 года г.Калининград
Калининградский областной суд в лице судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре - Киячко А.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора труда по правовым вопросам Лябина О.А. на не вступившее в законную силу решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 10 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление".
Выслушав объяснения государственного инспектора труда по правовым вопросам Лябина О.А., поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о начальника отдела по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Калининградской области Лябина О.А. от 10 марта 2015 года N юридическое лицо ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" признано виновным по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000,00 рублей за нарушение юридическим лицом срока выплаты заработной платы при увольнении 03 февраля 2015 года машиниста (кочегара) котельной А., а также за непроведение специальной оценки условий труда на рабочем месте машинист (кочегар) котельной.
В жалобе на указанное постановление ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" просит его отменить, полагая, что постановление об административном правонарушении вынесено с грубым нарушением норм права.
В частности, постановление о наложении административного штрафа составлено на основании протокола об административном правонарушении N и акта проверки N. Акт проверки составлен 27.02.2015, протокол об административном правонарушении составлен 05.03.2015г., что является нарушением ч.2 ст.28.5 КоАП РФ. В постановлении о назначении административного наказания не учтено, что по результатам акта проверки в адрес ОАО "РЭУ" вынесено предписание N от 27.02.2015г. об устранении нарушений трудового законодательства, в котором срок устранения правонарушения установлен до 12.03.2015г., в то время как правонарушение о невыплате заработной платы А. устранено 26.02.2015г. до вынесения постановления. Кроме того, в определении N от 05.03.2015г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении указана несуществующая организация ОАО "Ремонтно-строительное управление", что является нарушением надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, и влечет его недействительность.
Решением судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 10 сентября 2015 года отменено постановление N от 10 марта 2015 года и.о начальника отдела по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Калининградской области Лябина О.А. в отношении ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью, ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление объявлено устное замечание.
В жалобе на судебное решение государственный инспектор труда по правовым вопросам Лябин О.А.ставит вопрос об отмене решения судьи, выражая несогласие с выводом судьи о малозначительности совершенного ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" правонарушения.
Проверив законность и обоснованность решения суда прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенной в период с 25 февраля 2015 года по 27 февраля 2015 года Государственной инспекцией труда в Калининградской области проверки соблюдения территориальным управлением "Калининградское" Филиала ОАО "РЭУ" Санкт-Петербургский трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлено, что ОАО "РЭУ" нарушен срок выплаты заработной платы в размере "данные изъяты" рублей (включая заработную плату за январь 2015 года) при увольнении кочегара А. и не проведена специальная оценка условий труда на рабочем месте машинист (кочегар) котельной, т.е. усматриваются нарушения ст.ст. 22, 140, 136, 236, 212 ТК РФ, п.п.1 п. 2 ст. 4 ФЗ "О специальной оценке условий труда", п. 8.1 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников ОАО "РЭУ", утвержденного приказом ОАО "РЭУ" от 05.06.2012 г. N, п. 4.1 указанного Положения (с учетом внесенных в него изменений приказом).
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
05 марта 2015 года и.о. начальника отдела по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Калининградской области Лябиным О.А. по указанным выше фактам составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Исходя из изложенного следует, что нарушение ОАО "РЭУ" срока выплаты заработной платы при увольнении А. образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а непроведение специальной оценки условий труда на рабочем месте машинист (кочегар) котельной, которая в силу ФЗ "О специальной оценке условий труда" должна проводится не реже чем каждые пять лет, - администратвиное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Таким образом, имелись основания для возбуждения двух производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП и ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с последующим вынесением двух постановлений о назначении соответственно двух административных наказаний.
Однако, 10 марта 2015 года и.о. начальника отдела по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Калининградской области Лябиным О.А. вынесено постановление N по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "РЭУ" по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение юридическим лицом срока выплаты заработной платы при увольнении 03 февраля 2015 года машиниста (кочегара) котельной А., трудовой договор с которым расторгнут на основании приказа главного инженера М. территориального управления "Калининградское" филиала ОАО "РЭУ" "Санкт-Петербургский" N от 03 февраля 2015 года, а также за непроведение специальной оценки условий труда на рабочем месте машинист (кочегар) котельной.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Таким образом, составление по фактам совершения ОАО "РЭУ" двух правонарушений одного протокола повлекло при назначении административного наказания нарушение правил, установленных частью 1 статьи 4.4 КоАП.
Суд первой инстанции, проверяя законность постановления N от 10 марта 2015 года и.о начальника отдела по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Калининградской области, пришел к выводу о доказанности нарушения ОАО "РЭУ" трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, что выразилось в задержке на 23 дня выплаты заработной платы при увольнении А., а также о доказанности нарушения ОАО "РЭУ" государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, что выразилось в непроведении специальной оценки условий труда на рабочем месте машинист (кочегар) котельной.
Согласившись с законностью привлечения ОАО "РЭУ" к административной ответственности, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания совершенного данным юридическим лицом административного правонарушения малозначительным, в связи с чем отменил постановление и.о начальника отдела по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Калининградской области, производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ прекратил за малозначительностью, объявив ОАО "РЭУ" устное замечание.
В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку вменяемые ОАО "РЭУ" административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия), при этом Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает возможность объединения нескольких административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена различными статьями КоАП РФ, в один процессуальный документ, учитывая требования части 1 статьи 1.6 КоАП, а также то, что каждый протокол должен быть передан на рассмотрение и по нему должно быть принято решение, считаю, что при привлечении ОАО "РЭУ" к административной ответственности допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
Более того, ОАО "РЭУ" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за непроведение специальной оценки условий труда, притом, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, прямо исключает возможность привлечения по данной статье за непроведение специальной оценки условий труда, так как указанное бездействие образует правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что годичный срок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, предусмотренный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек и признавая допущенные при привлечении ОАО "РЭУ" к административной ответственности процессуальные нарушения существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, на основании приведенного выше п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ считаю решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 10 сентября 2015 года и постановление и.о начальника отдела по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Калининградской области N от 10 марта 2015 года подлежащими отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение должностному лицу Государственной инспекции труда в Калининградской области, правомочному рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 10 сентября 2015 года и постановление и.о начальника отдела по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Калининградской области N от 10 марта 2015 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" возвратить на новое рассмотрение должностному лицу Государственной инспекции труда в Калининградской области, правомочному рассмотреть дело.
Судья Калининградского
областного суда А.В. Шкуратова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.