Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу и. о. министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Микулика Д.С. на постановление и.о. начальника ОГИБДД отдела МВД России по Саткинскому району Челябинской области от 07 июля 2015 года, решение судьи Саткинского городского суда г. Челябинска от 03 августа 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 28 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области,
установил:
Постановлением и.о. начальника ОГИБДД отдела МВД России по Саткинскому району Челябинской области Гимранова А.Ф. от 07 июля 2015 года Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Саткинского городского суда г. Челябинска от 03 августа 2015 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 28 октября 2015 года указанное решение судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области - без удовлетворения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу постановления, и.о. министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, просит об отмене состоявшихся по делу решений, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с положениями статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте
и содержании дорог, железнодорожных переездов или
других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 300000 рублей.
Государственным стандартом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ N 221 от 11.10.1993 года, установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Требования стандарта являются обязательными.
В соответствии с положениями п. 4.2.2, 3 ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет 50 процентов при выполнении ее краской и более 25 процентов -термопластичными массами.
Из материалов дела следует, что в соответствии с проектом организации дорожного движения автомобильной дороги Сатка - р.п. Бердяуш - Пороги, на участке дороги с 10 км + 130 м по 16 км + 401 м, проходящей в населенном пункте р.п. Бердяуш в Саткинском районе Челябинской области, должна быть нанесена разметка 1.1, 1.2.1, 1.5 и 1.6.
01 июня 2015 года в 15 часов 45 минут государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по Саткинскому району Челябинской области в ходе проверки установлено, что Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, являясь юридическим лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения на дороге, не обеспечило безопасность в соответствии со стандартами, нормами и правилами, а именно: на участке автодороги регионального значения общего пользования Сатка - р.п. Бердяуш - Пороги с 10 км + 130 м по 16 км + 401 м, проходящей в населенном пункте р.п. Бердяуш в Саткинском районе, линии горизонтальной дорожной разметки на проезжей части отсутствуют, в соответствии с проектом организации дорожного движения (74 ОП РЗ К-202)
дорожная разметка имеется, каких- либо ограничений в связи с этим не вводилось, чем нарушило пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, раздел 1 и п.п. 4.2.1, 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
В силу части 5 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального
значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
При этом дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу части 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п.п. 1, 7, 8 Положения, структуры и штатной численности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408, Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, к основным задачам которого относятся разработка и реализация единой государственной политики Челябинской области в подведомственных отраслях, в том числе, в сфере дорожного хозяйства, при этом Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по разработке и осуществлению мероприятий по повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог Челябинской области, охране окружающей среды, организации движения и доведения информации до пользователей дорог об условиях движения; по осуществлению регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (п.п. 43, 71 п. 8 Положения).
Установив, что на участке автодороги регионального значения общего пользования Сатка - р.п. Бердяуш - Пороги с 10 км + 130 м по 16 км + 401 м, проходящей в населенном пункте р.п. Бердяуш в Саткинском районе на всем
протяжении на момент выявления правонарушения отсутствовали линии горизонтальной дорожной разметки, предусмотренной проектом организации дорожного движения, что достоверно подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, принимая во внимание, что указанная автодорога отнесена к собственности субъекта Российской Федерацией что осуществление дорожной деятельности в отношении данной автомобильной дороги должно обеспечиваться в силу действующего законодательства уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, руководствуясь вышеизложенными положениями нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в указанной области, судьи пришли к обоснованным выводам о том, что Министерство, как уполномоченный на то орган исполнительной власти, не обеспечило соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог при наличии у него указанной обязанности.
Ссылки в жалобе на то, что в действиях Министерства отсутствует состав административного правонарушения, в связи с тем, что ОГБУ "Челябинскавтодор" заключен договор с ОГУП "ЮУЦДИИ" по проведению диагностики интенсивности движения транспортных средств, по результатам которой будет решен вопрос о наличии или отсутствии оснований для выполнения дорожной разметки на данном участке дороги, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, освобождающих Министерство от предусмотренной законом ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
Доказательств, подтверждающих, что Министерством до возбуждения дела об административном правонарушении были предприняты действия, направленные на реализацию возложенных на него в силу закона обязанностей по выполнению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, в материалы дела не представлено.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области как юридического лица подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 38); свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 39); Положением о Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (л.д. 40-52), Государственным заданием (л.д. 11 - 26), актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 01 июня 2015 года и другими материалами дела.
Добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований
ст. 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Выводы судей о том, что Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области не исполнило надлежащим образом свои обязанности по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, являются обоснованными.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, не допущено.
О дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении - 07 июля 2015 года в ОГИБДД ОМВД по Саткинскому району по адресу г. Сатка, ул. Спартака, д. 2, Министерство извещено уведомлением от 17 июня 2015 года исх. N79/8834, которое получено 18 июня 2015 года вход. N3867.
Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в нем содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, отражено событие правонарушения, квалификация деяния.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель Министерства участия не принимал. При пересмотре дела по жалобам судьями городского и областного суда интересы Министерства представлял защитник, который обосновывал позицию юридического лица по делу. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления должностного лица и судебных решений, по делу не допущено.
Вместе с тем наложение административного штрафа в установленных санкцией ст. 12.34 КоАП РФ пределах 300 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Таким образом, учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 150 000 рублей.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление и.о. начальника ОГИБДД отдела МВД России по Саткинскому району Челябинской области от 07 июля 2015 года, решение судьи Саткинского городского суда г. Челябинска от 03 августа 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 28 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области изменить в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, снизив размер штрафа до 150 000 рублей.
В остальной части эти же постановление и решения судей оставить без изменения, жалобу и. о. министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Микулика Д.С. Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области -без удовлетворения.
Заместитель председателя ^, л
областного суда Н.В.Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.