Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. на решение судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 21 августа 2015 года и решение Челябинского областного суда от 14 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** Общества с ограниченной ответственностью "Трансэнерго" Саранчука С.П.,
установил:
постановлением N43А-03/15 руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. от 24 июня 2015 года *** ОАО "Трансэнерго" Саранчук СП. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 21 августа 2015 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Челябинского областного суда от 14 октября 2015 года указанное решение судьи городского суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козлова А.А. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу решений не нахожу.
Согласно ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов, в результате проверки, проведенной прокуратурой ЗАТО г. Снежинска, установлено, что на основании договора аренды недвижимого имущества N 6006/1673 от 01 марта 2012 года и договора аренды муниципального имущества N 27 от 01 октября 2012 года котельная и тепловые сети, расположенные на территории Снежинского городского округа, предоставлены ОАО "Трансэнерго" во временное пользование. ОАО "Трансэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг теплоснабжения (отопления) на территории Снежинского городского округа.
В ходе проверки установлено, что в домах по ул. ***, ул. ***, ул. ***, ул. ***, ул. ***, ул. ***, ул. ***, ул. *** г. Снежинска отсутствуют приборы учета используемых воды, тепловой энергии, электрическом энергии.
По факту выявленных нарушений 23 апреля 2015 года должностным лицом прокуратуры ЗАТО г. Снежинска в отношении *** ОАО "Трансэнерго" Саранчука СП. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ (л.д. 33-34).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководителем Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. 24 июня 2015 года вынесено постановление, которым *** ОАО "Трансэнерго" Саранчук СП. привлечен к административной ответственности, за то, что он как должностное лицо не исполнил в установленный Законом об энергосбережении срок - 01 июля 2013 года срок обязанность по установке приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды.
Рассмотрев жалобу Саранчука СП., судья городского суда пришел к выводу о том, что на момент вынесения должностным лицом УФАС по Челябинской области постановления - 24 июня 2015 года о привлечении
*** ОАО "Трансэнерго" Саранчука СП. к административной ответственности, срок давности привлечения его к административной ответственности истек, в связи с чем указанное постановление должностного лица отменил, производство по делу в отношении Саранчука СП. прекратил на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области о том, что судьей городского суда необоснованно прекращено производство по делу в отношении должностного лица ОАО "Трансэнерго", поскольку по мнению заявителя жалобы, срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица ОАО "Трансэнерго" исчислен неправильно, ссылка на то, что правонарушение, совершенное Саранчуком СП., является длящимся, несостоятельны, были предметом рассмотрения судебных инстанций, обоснованно отклонены с приведением соответствующих мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Саранчуку СП. вменяется нарушение требований п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выразившееся в том, что он как должностное лицо в срок до 01 июля 2013 года, установленный указанным Законом, не исполнил возложенные на него обязанности.
В силу п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, в части
оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 указанной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Организацией, осуществляющей поставку и передачу холодной воды, горячей воды и тепловой энергии, и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов на территории Снежинского городского округа, является ОАО "Трансэнерго".
Таким образом, невыполнение Саранчуком СП. как должностным лицом в срок, установленный законом, возложенной на него обязанности по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов не является длящимся правонарушением и срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым обязанность не была выполнена к определенному нормативным правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (в данном случае с 01 июля 2013 года).
Так, вопреки указанию административного органа, допущенное *** ОАО "Трансэнерго" Саранчуком СП. правонарушение не является длящимся, поскольку выражается в неустановке приборов учета к конкретному сроку, а днем совершения правонарушения является 01
июля 2013 года, то есть дата, к которой указанная обязанность должна была быть выполнена.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, составляет 1 год. Названный срок по настоящему делу истек 30 июня 2014 года.
С учетом изложенного, на момент вынесения должностным лицом УФ АС по Челябинской области постановления - 24 июня 2015 года о привлечении Саранчука СП. к административной ответственности, срок давности привлечения его к административной ответственности истек.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, решение судьи городского суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении *** ОАО "Трансэнерго" Саранчука СП. и решение судьи Челябинского областного суда являются законными. Оснований для их отмены по доводам жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 21 августа 2015 года и решение Челябинского областного суда от 14 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** ОАО "Трансэнерго" Саранчука С.П. оставить без изменения, жалобу Саранчука СП. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Н.В.Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.