Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей ~ Давыдовой Т.И., Шушкевич О.В.,
при секретаре Жильцовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Елагиной М.В. на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 10 сентября 2015 года по иску Елагиной М.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе о признании незаконным отказа в учете при назначении пенсии заработной платы.
Выслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителей истца Бикербаевой Л.С., Шулепова Д.С., представителя ответчика ГУ УПФР в г. Чебаркуле судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елагина М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе (далее ГУ УПФР в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе) о признании незаконным и отмене решения ответчика N 122541/15 от 16 февраля 2015 года об отказе учесть при назначении пенсии заработную плату за период с 01 апреля 1967 года по 30 апреля 1973 года, возложении обязанности учесть при назначении пенсии заработную плату за период с 01 апреля 1967 года по 30 апреля 1973 года.
В обоснование требований указала на то, что ей была назначена пенсия по возрасту, которая до 30 ноября 2013 года выплачивалась по месту жительства в Республике Узбекистан. В связи с выездом на постоянное место жительство в Российскую Федерацию 16 февраля 2015 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. ГУ УПФР в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе было принято решение не учитывать при назначении пенсии заработную плату за период с 01 апреля 1967 года по 30 апреля 1973 года, поскольку в справке о заработке отсутствует основание ее выдачи. Считает решение ответчика незаконным и подлежащим отмене.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец Елагина М.В. участие в судебном заседании не принимала, извещена надлежащим образом.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель истца Бикербаева Л.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель ответчика ГУ УПФР в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе Цуркану О.Э. иск не признала, пояснила, что гражданам Узбекистана, прибывшим на постоянное место жительства в Россию назначение пенсии производится по нормам российского законодательства. Справка о заработке может быть принята к учету при условии ее соответствия требованиям российского законодательства, присутствия в ней необходимых реквизитов (указание оснований выдачи, подпись руководителя организации и главного бухгалтера, печать). Если справка о заработной плате представлена без ссылки на основание ее выдачи, то такая справка считается выданной с нарушением действующего законодательства и по ней не может быть определен среднемесячный заработок для назначения пенсии. В справке Елагиной М.В. за период с апреля 1967 года по март 1973 года, выданной Узбекистанским райотделом Народного Образования Ферганской области, не указано основание выдачи, в связи с чем, УПФР не учло при назначении пенсии Елагиной М.В. заработную плату за период с апреля 1967 года по апрель 1973 года, а назначило пенсию с учетом выработанного стажа.
Суд принял решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе Елагина М.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указав на то, что отсутствие в справке основания выдачи не по ее вине не может служить основанием для отказа в принятии к учету при назначении пенсии сведений о заработной плате, указанных в справке, в настоящее время все архивные подтверждающие документы уничтожены, при этом не имеется доказательств недостоверности сведений, указанных в справке. Кроме того, судом не учтен статус истца как ветерана Великой отечественной войны и ветерана труда, наличие у нее правительственных наград.
Истец Елагина М.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив .материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Из материалов дела следует, что Елагина М.В., *** года рождения, является гражданкой Республики Узбекистан, с 04 февраля 2015 года проживает на территории Российской Федерации на основании вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации (л.д. 18-20).
16 февраля 2015 года Елагина М.В. обратилась в ГУ УПФР в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии (л.д.43-51).
Решением ГУ УПФР в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе от 10 июня 2015 года N 077761 Елагиной М.В. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ N 173-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 01 августа 2014 года бессрочно, исходя из общего трудового стажа 31 год 07 месяцев 25 дней, в размере *** коп., с учетом перерасчета размер пенсии составил *** коп. (л.д.37-42).
Как установлено судом представленная истцом справка о заработной плате N 160 от 10.03.1977, выданная Узбекистанским райотделом Народного Образования Ферганской области (л.д. 11)., не содержит данных об основаниях ее выдачи.
Согласно ответу на запрос Узбекистанского архива N 484 от 19.06.2015 за период с 01 апреля 1967 года по 30 апреля 1973 года из архива поступил ответ, что документы личного состава и книг начислений заработной платы до 1975 года относящиеся к отделу Народного образования Узбекистанского района не сохранились по неизвестным причинам (л.д. 14).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленная истцом справка о заработке не соответствует требованиям, предъявляемым для оформления справок, в связи с чем не могла быть принята ответчиком в целях определения размера пенсии ввиду ее ненадлежащего оформления.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным с выводом суда первой инстанции, поскольку судом безосновательно оставлен без внимания ряд правовых и фактических обстоятельств имеющих значение для дела.
В соответствии со статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Данный документ подписан государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством.
В соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ N 16/19па от 27 февраля 2002 года по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности, в случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Согласно п. 143 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года и действовавшему на момент выдачи истцу справок, к заявлению о назначении пенсии по старости должна быть приложена справка (или другие документы) о заработке.
В инструктивном письме МСО РСФСР от 04 апреля 1973 года N 1-36-И указано, что при оформлении справки о заработке следует строго руководствоваться Указаниями по ее заполнению, изложенными на
оборотной стороне справки. Если предприятие, учреждение или организация, в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или государственными архивами в зависимости от того, куда сданы бухгалтерские архивы предприятия, учреждения или организации. В тех случаях, когда архивные органы на основании хранящихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы. Однако в таких справках должно быть указано, что в архивных фондах нет сведений о заработке за сверхурочные часы, за работу по совместительству и о выплатах единовременного характера.
Согласно Указаниям по заполнению справки о заработке для исчисления пенсии (за 12 месяцев, 2 года, 5 лет) справки о заработке выдаются предприятиями (учреждениями, организациями) на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов о выплаченной заработной плате. Образец справки содержит строку "Основания выдачи справки", а также отметку "М.П.".
В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", если предприятие (учреждение, организация), в которой работал обращающийся за пенсией ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов. В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
Вместе с тем, форма справки о заработной плате, рекомендованная указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года N 1-68-У для заполнения предприятиями, учреждениями, организациями, носит рекомендательный характер, нормативный правовой акт, которым такая форма утверждена, отсутствует.
Принимая во внимание невозможность получения справки о заработной плате в связи с утратой архивных документов, судебная коллегия полагает, что отсутствие в представленной истцом справке о заработной плате сведений об основаниях ее выдачи, не может являться основанием
ограничения пенсионных прав истца.
В этой связи отсутствие в справке о заработной плате от N 160 от 10 марта 1977 года основания ее выдачи справки не является основанием для отказа в принятии ее в качестве доказательства размера полученной истцом заработной платы.
Документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством РФ. Форма документов может быть произвольной (п. 15 указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР").
В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Пенсионного фонда РФ N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года в случаях утраты первичных документов о заработке работников вследствие чрезвычайных событий, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Совокупный анализ норм пенсионного законодательства о порядке подтверждения среднемесячного заработка работника при назначении пенсии позволяет сделать вывод, что при утрате первичных бухгалтерских документов работодателя подтверждение его размера возможно на основании иных документов, косвенно подтверждающих фактический заработок работника на предприятии, в данном случае истцом представлена справка о заработке от 1977 года, на основании сведений которой была начислена пенсия Елагиной М.В., и у работников пенсионного органа не возникало сомнений в размере заработка истца, что подтверждается протоколом N 175 по назначению пенсии от 31.08.1977 г., с указанием размера среднего заработка ***. (л.д. 129). С 25 марта 1977 года истец получала пенсию по старости с учетом заработка, указанного в спорной справке. Протокол подписан председателем комиссии, членами комиссии: заведующим райсо Ферганской области, представителем
профсоюза, старшим бухгалтером. Дело проверено старшим инспектором комиссии по назначению пенсии (об. л.д. 13 7).
Согласно представлению N106 от 10 марта 1977 года Администрация и комитет профсоюза Узбекистанский Райком Союза представили к назначению по старости Елагину М.В. (л.д. 136).
Согласно-записям трудовой книжки Елагиной М.В., истец 14 августа 1962 года переведена учительницей русского языка средней школы имени Кирова из семилетней школы имени Мукимчей; 15 августа 1973 года освобождена от занимаемой должности в связи с выходом на пенсию по старости согласно заявлению; 15 августа 1973 года приказ Районо N65 от 20 июня 1973 года отменен, Елагина М.В. оставлена учительницей русского языка и литературы в средней школе N 9 имени Кирова; 26 августа 1975 года истец уволена с работы в связи с уходом на другую работу.
26 августа 1975 года зачислена временно в цех по изготовлению изделий из пластмасс сварщицей по 1 разряду в Серно-Озокеритовый рудник Шор-Су, и 01 октября 1975 года уволена как временно принятая.
01 октября 1975 года Елагина М.В. назначена учительницей русского языка и литературы в средней школе N9 имени Кирова; 25 августа 1976 года освобождена от занимаемой должности в связи с выходом на пенсию согласно заявлению; 06 января 1977 года назначена учителем русского языка в средней школе N9 имени Кирова и 01 июля 1977 года освобождена от занимаемой должности преподавателя русского языка и литературы в связи с выходом на пенсию (л.д.60-67).
Как усматривается из материалов пенсионного дела Елагиной М.В., представленного Узбекистанским ПФР по запросу суда апелляционной инстанции, в справке Узбекистанского райотдела народного образования Ферганской области от 10 марта 1977 года N160 Елагина М.В. в спорный период времени получала заработную плату (оборот л.д. 132), размер зарплаты никем не оспорен. Справка содержит угловой штамп с реквизитами учреждения, в котором работала истец, подписана руководителем учреждения, главным бухгалтером, заверена гербовой печатью. Размер среднего заработка *** коп. совпадает с размером, указанным в протоколе о назначении пенсии в 1977 году.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что представленные документы в совокупности бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический заработок Елагиной М.В. в конкретном учреждении, в спорный период, в связи с чем выводы суда первой инстанции нельзя признать законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований
Елагиной М.В.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 10 сентября 2015 года отменить. Принять новое решение.
Признать незаконным и отменить решение Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе Челябинской области N 122541/15 от 16.02.2015 об отказе учесть при назначении пенсии заработную плату за период с 01 апреля 1967 года по 30 апреля 1973 года.
Возложить на Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе Челябинской области обязанность учесть при назначении Елагиной М.В. страховой пенсии по старости заработную плату за период с 01 апреля 1967 года по 30 апреля 1973 года в соответствии со справкой о заработной плате N160 от 10 марта 1977 года, выданной Узбекистанским райотделом Народного Образования Ферганской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.