Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Игнатьева В.П.,
судей
Морозовой С.Б.,
Кучеровой Р.В.,
при секретаре Бакиной Т.М., рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Соколова А.Ю, о признании незаконным отказа во включении в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета в муниципальном образовании г. Екатеринбург,
поступившее по апелляционной жалобе заявителя Соколова А.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 11.09.2015.
Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., пояснения заявителя Соколова А.Ю., представителя заявителя Кураша К.К., заинтересованного лица Соколовой М.А., представителя заинтересованного лица Администрации г. Екатеринбурга Сундуковой С.А., судебная коллегия,
установила:
Соколов А.Ю. обратился в суд с указанным заявлением, просил признать незаконным отказ во включении в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета в муниципальном образовании г. Екатеринбург. В обоснование требований указал на то, что Постановлением Главы города от ( / / ) N-а он был поставлен на учет для получения жилья. ( / / ) обратился в администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении ему и члену его семьи - дочери Соколовой М.А. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с предоставлением необходимых документов
. Постановлением от ( / / ) N ему отказано во включении в список. С таким отказом заявитель не согласен. Просит обязать Администрацию города Екатеринбурга восстановить Соколова А.Ю. и его дочь Соколову М.А. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоначальной даты постановки на учет.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11.09.2015 в удовлетворении заявления Соколова А.Ю, о признании незаконным отказа во включении в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета в муниципальном образовании г. Екатеринбург отказано.
С таким решением заявитель не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение, которым заявление удовлетворить, поскольку Соколовым А.Ю. представлены документы об отсутствии у заявителя иного жилого помещения, как в собственности так и по договору социального найма.
Согласно части 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
С учетом того, что заявитель просит признать незаконным действия Главы Администрации г. Екатеринбурга, связанные с исключением его из списка граждан, уволенных с военной службы, состоящего в очереди на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в муниципальном образовании "город Екатеринбург", и обязать Главу Администрации города Екатеринбурга восстановить его и его дочь Соколову М.А., не привлеченную к участию в деле, в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоначальной даты постановки на учет, судебная коллегия в силу ч. 5 ст. 330, п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришла к выводу о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В связи с изложенным, ( / / ) судом апелляционной инстанции постановлено определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Заявитель Соколов А.Ю., его представитель Кураш К.К. в судебном заседании суда апелляционной инстанции требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, указав, что Соколову А.Ю. предоставлялось служебное помещение по месту прохождения службы в ... Данное жилое помещение он оставил бывшей жене Соколовой В.Л., где также зарегистрирована и фактически проживает его дочь Соколова М.А. Из данного жилого помещения он выписался ( / / ) году и в настоящее время зарегистрирован в г. Екатеринбурге в жилом помещении, принадлежащем его матери. Полагает, что с учетом указанных обстоятельств имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Заинтересованное лицо Соколова М.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала заявленные требования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Администрации г. Екатеринбурга Сундукова С.А. в удовлетворении требований просила отказать, в обоснование возражений указала на то, что для включения в списки граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета в муниципальном образовании г. Екатеринбург, граждане в соответствии с Постановлением Правительства СО от ( / / ) N должны предоставить определенный пакет документов, перечисленный в п. 7 Порядка, в том числе, обязательство о сдаче жилья или безвозмездном отчуждении жилого помещения или справки о сдаче жилья по месту службы. Заявителем такие документы предоставлены не были, какие-либо пояснения по данным обстоятельствам также не представлены, в связи с чем ему было отказано во включении в список.
Заинтересованное лицо Соколова В.Л., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, что не является препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
По ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По смыслу данной нормы процессуального права для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
При этом исходя из положений ст. ст. 247, 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно на лицо, которое их обжалует.
В силу ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно положениями ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (в редакции от 12.12.2011) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передала для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, вправе, в частности, издавать нормативные правовые акты и обязательные для исполнения методические указания и инструкции по вопросам осуществления переданных полномочий (ч. ч. 2, 3 вышеуказанного закона).
Так, во исполнение вышеуказанных нормативных актов, а также Постановления Правительства Российской Федерации от ( / / ) N "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" ... своим Постановлением от ( / / ) N-ПП утвердило Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до ( / / ) принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в ... (далее - Порядок).
В соответствии с п. 7 Порядка для получения жилья в орган местного самоуправления предоставляется ряд документов, в частности, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в двух экземплярах по форме согласно приложению N к данному Порядку, после рассмотрения которых органом местного самоуправления принимается решение о включении либо об отказе во включении лица в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лицам, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (п. 8). В приложении N Порядка предусмотрено, что каждая страница обязательства должна быть подписана главой органа местного самоуправления (командиром подразделения, начальником службы федерального органа исполнительной власти) и должником.
Гражданин, проживающий в жилом помещении на основании договора социального найма или жилом помещении, принадлежащем ему или члену его семьи на праве собственности, заключает обязательство о расторжении договора социального найма или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную или государственную собственность. При отсутствии жилого помещения для постоянного проживания, граждане предоставляют справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по месту службы.
Судебной коллегией установлено, что Соколов А.Ю., ( / / ) г.р., проходил военную службу в Вооруженных силах СССР (РФ) с ( / / ) по ( / / ), был уволен в запас Приказом ( / / ) N от ( / / ) по п.п. "А" п. 2 ст. 51 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" в связи организационно-штатными мероприятиями.
Согласно Постановлению главы ... N от ( / / ), Соколов А.Ю. поставлен на учет для получения жилища по списку граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.
( / / ) Соколов А.Ю. обратился в администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении ему и члену его семьи - дочери Соколовой М.А., единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Оспариваемым Постановлением Главы Администрации ... от ( / / ) N ему отказано во включении в список по причине не предоставления документов, предусмотренных подп. 10, 11 п. 7 Порядка обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления муниципальных образований, утвержденным Постановлением ... N от ( / / ).
Считая действия должностных лиц и принятое в отношении заявителя постановление незаконным, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Судебной коллегией установлено, что в период прохождения военной службы заявителю на состав семьи из трех человек было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ... в том числе, жене Соколовой Е.В., сына ( / / )9 ( / / )10 и ( / / )11 были зарегистрированы по указанному адресу с ( / / ) по ( / / ). ( / / ) по указанному адресу были зарегистрированы жена Соколова В.Л. и дочь Соколова М.А.
( / / ) был оформлен договор социального найма указанного жилого помещения. Нанимателем признана Соколова В.Л., в качестве членов семьи указаны муж Соколов А.Ю. и дочь Соколова М.А. ( / / ) к вышеуказанному договору социального найма было заключено дополнительного соглашение, в соответствии с которым Соколов А.Ю. исключен из субъектного состава договора, согласно представленному им заявлению о расторжении в отношении него договора социального найма.
Данные обстоятельства Соколовым А.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции не оспаривались, заявитель подтвердил, что предоставленное ему жилое помещение при прохождении военной службы - квартиру, расположенную по адресу: ... он оставил бывшей жене Соколовой В.Л., и снялся с регистрационного учета по данному адресу.
Таким образом, судебной коллегией установлено, что поскольку Соколовым А.Ю. не было выполнено требование о необходимости представления полного пакета документов для включения лица в список, в частности, надлежаще оформленного обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность, последнему было правомерно отказано во включении в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания Постановления Администрации ... от ( / / ) N, незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда ... от ( / / ) по заявлению Соколова А.Ю, о признании незаконным отказа во включении в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета в муниципальном образовании г. Екатеринбург - отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении этих требований.
Председательствующий В.П. Игнатьев
Судьи С.Б. Морозова
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.