Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.,
судей Наконечной Е.В., Соловьевой О.В.
при секретаре Половове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Кировского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Приморского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Кировская центральная районная больница", Департаменту здравоохранения Приморского края и Департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя Департамента здравоохранения Приморского края - Елисеевой Е.В.
на решение Кировского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования прокурора Кировского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены. На Департамент здравоохранения Приморского края возложена обязанность профинансировать капитальный ремонт двух лифтов с приобретением соответствующего лифтового оборудования, расходы на приобретение рентген аппарата и флюорографического оборудования для КГБУЗ "Кировская центральная районная больница" в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. На Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировская центральная районная больница" возложена обязанность провести капитальный ремонт двух лифтов, приобрести рентген аппарат и флюорографическое оборудование в течение трех месяцев с момента получения финансовых средств на указанные цели.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав мнение прокурора Заика О.В., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора Кировского района обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой Кировского района проведена проверка по вопросу нарушения прав граждан Кировского района на охрану здоровья и медицинскую помощь КГБУЗ "Кировская центральная районная больница". В настоящее время в КГБУЗ "Кировская ЦРБ" вышли из строя и рекомендованы к списанию рентген аппарат, флюорографическое оборудование, а также два больничных лифта, иные аналогичные аппараты в КГБУЗ "Кировская ЦРБ" отсутствуют, в связи с чем необходимый объем мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними, проведению профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения КГБУЗ "Кировская ЦРБ" не осуществляется. В связи с отсутствием указанного оборудования КГБУЗ "Кировская ЦРБ" не имеет возможности оказывать гражданам своевременную качественную медицинскую помощь, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и оказание своевременной качественной медицинской помощи. КГБУЗ "Кировская ЦРБ" не имеет возможности самостоятельно приобрести указанное оборудование.
В своих исковых требованиях прокурор просил суд возложить на администрацию Приморского края обязанность приобрести в собственность Приморского края рентген аппарат, флюорографическое оборудование, а также заменить два больничных лифта (марки ПБ-05А грузоподъемностью 500 кг на 5 остановок) и передать названное оборудование в оперативное управление КГБУЗ "Кировская ЦРБ" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить на КГБУЗ "Кировская ЦРБ" обязанность поставить на баланс рентген аппарат, флюорографическое оборудование, а также два больничных лифта (марки ПБ-05А грузоподъемностью 500 кг на 5 остановок) и использовать при оказании медицинских услуг.
Определением Кировского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент здравоохранения Приморского края и Департамент финансов Приморского края.
В ходе судебного разбирательства прокурор Кировского района уточнил исковые требования, просил возложить на Департамент здравоохранения Приморского края обязанность профинансировать мероприятия по проведению капитального ремонта двух лифтов в КГБУЗ "Кировская ЦРБ" и по приобретению рентген аппарата и флюорографического оборудования, на КГБУЗ "Кировская ЦРБ" возложить обязанность провести капитальный ремонт двух лифтов и приобрести рентген аппарат и флюорографическое оборудование.
В судебном заседании прокурор настаивал на уточненных исковых требованиях.
Представитель администрации Приморского края, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из представленного суду письменного отзыва представителя администрации Приморского края следует, что администрация Приморского края является ненадлежащим ответчиком по делу, так как органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере здравоохранения на территории Приморского края является Департамент здравоохранения Приморского края, который обеспечивает реализацию государственной политики и финансирование мероприятий в области охраны здоровья населения на территории Приморского края. КГБУЗ "Кировская ЦРБ" находится в ведении Департамента здравоохранения Приморского края. Вопросы взаимодействия с краевыми учреждениями здравоохранения, находящимися в ведомственном подчинении Департамента здравоохранения Приморского края, в том числе по определению потребностей в необходимом медицинском оборудовании в целях оказания своевременной, качественной медицинской помощи гражданам Приморского края, отнесены к полномочиям Департамента здравоохранения Приморского края.
Представитель КГБУЗ "Кировская ЦРБ" Золотарева Н.П. с исковыми требованиями согласилась. Представила письменный отзыв на иск, из которого видно, что КГБУЗ "Кировская ЦРБ" является единственным учреждением здравоохранения в Кировском районе, предметом деятельности которого является оказание консультативно-диагностической и лечебной помощи населению. С ДД.ММ.ГГГГ лифтовое оборудование и флюорографическое оборудование больницы вышли из строя. Лифты в настоящее время списаны и имеется проектно-сметная документация по замене лифтов, стоимость оборудования демонтажных, монтажных и пуско-наладочных работ составляет ... рублей, такие средства в учреждении отсутствуют. Также в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ не работает флюорограф, ремонт которого возможен только в заводских условиях. В учреждении имеется два рентген аппарата, один из которых не соответствует необходимым параметрам, но эксплуатируется в связи с отсутствием подходящего оборудования, а другой аппарат ДД.ММ.ГГГГ выпуска работает с перегрузкой в нарушение всех нормативных требований, постоянно выходит из строя. Учреждение в связи с финансовыми трудностями не в состоянии приобрести новое оборудование либо обеспечить необходимый ремонт старого. В связи с отсутствием оборудования, а также в связи с ненадлежащим качеством обследования по причине плохого состояния аппаратов от граждан и медицинского персонала постоянно поступают жалобы.
Представитель Департамента здравоохранения Приморского края, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из представленного суду письменного отзыва представителя Департамента здравоохранения Приморского края следует, что с исковыми требованиями данный ответчик не согласен, поскольку КГБУЗ "Кировская ЦРБ" является бюджетным учреждением здравоохранения и самостоятельным юридическим лицом. Помещения, занимаемые КГБУЗ "Кировская ЦРБ", переданы учреждению на праве оперативного управления. Данное лечебное учреждение уполномочено владеть, пользоваться или распоряжаться переданным ему имуществом, вправе самостоятельно распоряжаться своими средствами, в том числе самостоятельно нести ответственность по своим обязательствам. Собственником имущества КГБУЗ "Кировская ЦРБ" является Приморский край. Функции и полномочия собственника в пределах своей компетенции осуществляют администрация Приморского края, Департамент здравоохранения Приморского края, Департамент земельных имущественных отношений Приморского края, однако, ответственность, в том числе субсидиарную, по обязательствам учреждения собственник и орган, осуществляющий функции и полномочия собственника, не несет. Администрацией КГБУЗ "Кировская ЦРБ" заявка и проектно-сметная документация на проведение работ по оснащению лифтовым оборудованием не предоставлялись, без них внесение предложений по формированию бюджета не возможно. Закупка указанного в исковом заявлении медицинского оборудования запланирована на 2016 год. Исковые требования относительно оборудования не конкретизированы. КГБУЗ "Кировская ЦРБ" имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности и имеет все необходимое оборудование для осуществления указанного вида деятельности. Вопрос о материально-техническом обеспечении лечебного процесса, оснащении лечебного учреждения, оборудовании помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями находится в компетенции КГБУЗ "Кировская ЦРБ". Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание движимого и недвижимого имущества, закрепленного за учреждением. Контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего учреждению имущества осуществляют отраслевой орган и орган по управлению имуществом в пределах своих полномочий. Департаментом здравоохранения возложенные на него обязанности исполнены в полном объеме, в установленном порядке с учетом потребности лечебного учреждения на основании его заявки были поданы предложения по формированию краевого бюджета на 2015-2016 годы. Обязанности по оснащению лечебного учреждения рентген аппаратом, флюорографическим оборудованием, а также по замене двух больничных лифтов должны быть возложены на КГБУЗ "Кировская ЦРБ".
Представитель Департамента финансов Приморского края, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из представленного суду письменного отзыва представителя Департамента финансов Приморского края следует, что Департамент финансов Приморского края является ненадлежащим ответчиком по делу, так как органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере здравоохранения на территории Приморского края, является Департамент здравоохранения Приморского края. Он же осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета в соответствующей части. Постановлением администрации Приморского края от 07.12.2012 N 397-па утверждена программа Приморского края "Развитие здравоохранения Приморского края на 2013-2017 годы" в рамках которой предусмотрено осуществление мероприятий по приобретению краевыми государственными бюджетными учреждениями здравоохранения специального медицинского оборудования. Реализация указанных мероприятий производится посредством предоставления Департаментом здравоохранения из краевого бюджета краевым государственным бюджетным учреждениям здравоохранения субсидий, которые могут быть направлены на приобретение особо ценного и другого движимого имущества, проведение капитального ремонта и иные цели. В правоотношениях по обеспечению деятельности краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения и приобретению ими специального медицинского оборудования Департамент финансов не состоит, полномочиями по распоряжению бюджетными ассигнованиями, предусмотренными на реализацию указанных мероприятий, не наделен.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Департамент здравоохранения Приморского края, его представителем Елисеевой Е.В. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование жалобы указаны доводы, аналогичные тем, которые приводились в отзыве на исковое заявление.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда не подлежащим отмене.
В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Устава Приморского края на территории Приморского края признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
В силу ст. 71 Устава Приморского края органы государственной власти Приморского края участвуют в проведении единой государственной политики в области охраны труда, здоровья населения и окружающей среды на основе, в том числе, принципа обеспечения равных возможностей граждан на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем, в том числе, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.3 Устава КГБУЗ "Кировская Ц"РБ" является государственным бюджетным учреждением.
Согласно п. 1.6 Устава учредителем КГБУЗ "Кировская ЦРБ" является Приморский край, от имени которого функции учредителя в пределах своей компетенции осуществляют администрация Приморского края, отраслевой орган исполнительной власти Приморского края, Департамент имущественных отношений Приморского края.
В соответствии с п. 1.8 Устава КГБУЗ "Кировская ЦРБ" находится в ведении Департамента здравоохранения Приморского края.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что в целях реализации прав граждан на получение медицинской помощи Приморским краем на территории Кировского муниципального района осуществляет деятельность единственное учреждение здравоохранения - КГБУЗ "Кировская ЦРБ". Длительное время в указанном лечебном учреждении не функционируют лифты, которые были признаны непригодными к эксплуатации в связи с предельно изношенным состоянием. Невозможность пользования лифтами нарушает права пациентов лечебного учреждения на качество и доступность медицинской помощи, в том числе лиц, являющихся инвалидами, а также права сотрудников учреждения на безопасные условия труда.
С ДД.ММ.ГГГГ в КГБУЗ "Кировская ЦРБ" не функционирует флюорографическое оборудование, которое вышло из строя в связи с истечением сроков его эксплуатации, предусмотренных заводом-изготовителем, ремонт оборудования затруднителен и экономически нецелесообразен. В указанном учреждении фактически имеется один рентген аппарат, срок эксплуатации которого истекает в ДД.ММ.ГГГГ, но который в силу интенсивной эксплуатации уже сейчас не пригоден для дальнейшей эксплуатации и подлежит списанию. Рентген аппарат постоянно выходит из строя, в связи с чем пациенты учреждения лишаются возможности пройти необходимое обследование для своевременной диагностики и лечения, а в период, когда аппарат работает, возможны диагностические ошибки из-за низкого качества снимков.
КГБУЗ "Кировская ЦРБ" не имеет возможности самостоятельно приобрести новое медицинское оборудование, а также произвести демонтаж двух больничных лифтов, приобрести и произвести монтаж новых лифтов.
Поскольку отсутствие функционирующих лифтов и необходимого медицинского оборудования в единственном на территории Кировского района Приморского края медицинском учреждении, лишает граждан права на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленными стандартами на ее оказание, затрудняет доступность такой помощи, препятствует проведению мероприятий по раннему выявлению и профилактике заболеваний, то суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Департамент здравоохранения Приморского края обязанности по финансированию ремонта лифтов, расходов на приобретение рентген аппарата и флюорографического оборудования, а на КГБУЗ "Кировская ЦРБ" - по проведению капитального ремонта лифтов, приобретению рентген аппарата и флюорографического оборудования.
Суд правильно учел, что на Департаменте здравоохранения Приморского края лежит обязанность по осуществлению государственного управления в сфере здравоохранения на территории Приморского края, обеспечению реализации государственной политики и финансированию мероприятий в области охраны здоровья населения на территории Приморского края. Возложение на этот орган вышеуказанных обязанностей в целях обеспечения надлежащего функционирования государственного учреждения здравоохранения согласуется с этими функциями.
Суд верно принял во внимание, что согласно п.п. 8.2., 8.9, 8.11 Положения "О Департаменте здравоохранения Приморского края", утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.02.2007 N 39-па, данный государственный орган осуществляет, в том числе, закупку товаров, работ, услуг, связанных с обеспечением деятельности Департамента, а также в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности в порядке, установленном действующим законодательством; готовит предложения, в том числе, по формированию расходов краевого бюджета на здравоохранение, а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не свидетельствуют о незаконности вынесенного решения и не могут служить основанием к его отмене.
В ходе рассмотрения дела суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Спор разрешён судом верно.
Основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента здравоохранения Приморского края - Елисеевой Е.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.