Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.,
судей Власенко И.Г., Дегтяревой Л.Б.,
при секретаре Сылко Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пограничного муниципального района Приморского края, администрации Пограничного городского поселения Приморского края о признании незаконным бездействия и принятии мер по постановке на учет и организации обслуживания бесхозяйного недвижимого имущества,
по апелляционной жалобе администрации Пограничного городского поселения на решение Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав представителя администрации Пограничного городского поселения Федорцову Н.В., представителя Приморского транспортного прокурора Шляхова В.В., представителя ООО "Ростек-ДВ-Транс" Самойлова С.Е., представителя ФГКУ "Росгранстрой" Шарапова Д.В., судебная коллегия
установила:
И.о. Приморского транспортного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга о принятии мер в отношении бесхозяйного имущества. В иске указал, что в ходе проверки выявлен участок водопроводной сети холодного водоснабжения, находящийся в пределах границ многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) через госграницу РФ "Пограничный", который соединяет между собой скважину с водой N, расположенную за пределами пункта пропуска МАПП "Пограничный", - Башню напора холодной воды и здание пассажирского и грузового направления МАПП "Пограничный". Указанная сеть находится в ненадлежащем состоянии и не соответствует эксплуатационным требованиям. По своим техническим характеристикам участок водопроводной сети в силу положений ст. 130 ГК РФ относится к недвижимому имуществу. Здание пассажирского направления и помещения грузового направления пункта пропуска MAПП "Пограничный" принадлежат на праве оперативного управления ФГКУ "Росгранстрой", правообладателем земельного участка N, на котором расположен МАПП "Пограничный" является Российская Федерация. К скважине с водой N, принадлежащей на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунсервис", присоединена водопроводная сеть холодного водоснабжения, по которой осуществляется подача холодной воды в водонапорную башню, а далее в здание грузового и пассажирского направлений пункта пропуска МАПП "Пограничный". В реестре муниципальной собственности ни башня напора холодной воды, ни водопроводная сеть холодного водоснабжения не числится, на балансе у обслуживающей организации не состоит. Сведения о сетях в ЕГРП отсутствуют. Бездействие администрации района создает риск развития инфекционных заболеваний и их распространение на территории России, нарушение правил пожарной безопасности и создание антисанитарных условий при прохождении физическими лицами всех видов контроля. Просил признать незаконным бездействие администрации Пограничного муниципального района Приморского края в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: башню напора холодной воды, расположенную в пределах границ пункта пропуска МАПП "Пограничный", водопроводную сеть, соединяющую между собой "скважину с водой N", "башню напора холодной воды" и здание пассажирского и грузового направления пункта пропуска МАПП " Пограничный", расположенных по адресу: "адрес". Обязать администрацию Пограничного муниципального района Приморского края принять меры к постановке на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества, после постановки на учет организовать его обслуживание в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В последующем истец изменил исковые требования - просил обязать администрацию Пограничного городского поселения выполнить вышеуказанные требования.
В судебном заседании представитель прокурора поддержал измененные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации Пограничного муниципального района в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, полагала администрацию Пограничного муниципального района ненадлежащим ответчиком.
Представители привлеченной в качестве соответчика администрации Пограничного городского поселения в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель третьего лица ООО "Приграничье" исковые требования не признал, указал, что на балансе их предприятия водопроводных сетей не имеется.
Представители ФГКУ "Росгранстрой" и ООО "Ростек-ДВ-Транс" полагали надлежащим ответчиком администрацию Пограничного городского поселения.
Представитель третьего лица МУП "Коммунсервис" в судебном заседании пояснил, что им принадлежит только скважина N, которая скоро будет закрыта в связи с исчерпанием водного ресурса.
Представители третьих лиц - Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в судебное заседание не явились.
Решением Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. На администрацию Пограничного городского поселения Приморского края возложена обязанность принять меры к постановке на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества, после постановки на учет организовать его обслуживание в течение 3 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Пограничного городского поселения просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано на неправильное применение норм материального права и определение обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
Судебная коллегия, выслушав стороны, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Частью 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с ч.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции установил, что водопроводная сеть, расположенная в пункте пропуска МАПП "Пограничный" является централизованной и обеспечивает посредством водонапорной башни, которая включена в единую сеть, водоснабжение нескольких абонентов (ООО "Приграничье", ФГУ "Росграница" и пр.). Указанная система, за исключением скважины, имеет установленные законом признаки бесхозяйного имущества, что согласуется с материалами дела.
Как установлено из материалов дела система водоснабжения, часть из которой в виде питающей скважины N, передана согласно п.24 приложения N 3 к Закону Приморского края от 08.11.2007 N145-КЗ в муниципальную собственность Пограничного городского округа, является единым объектом сети водоснабжения.
Согласно государственному контракту холодного водоснабжения N от ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ "Росгранстрой" и МУП "Коммунсервис" заключен договор на поставку в здание СПЗ пассажирского направления МАПП "Пограничный" холодного водоснабжения. Протоколом разногласий к указанному договору стороны определили, что граница эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям для абонента определяется на точке ввода наружного водопровода в указанное здание за первой стеной по ответным фланцам секущих задвижек водомерного узла.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорное имущество включено в единую систему обеспечения водоснабжения на территории городского поселения без его передачи администрацией поселения муниципальному унитарному предприятию. В то время, как имущество унитарного предприятия, в силу чч.1 и 2 ст. 113 ГК РФ, может находиться только в муниципальной собственности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что спорное имущество расположено на земельном участке, который принадлежит РФ, а полномочия по обустройству МАПП "Пограничный" возложена на Росграницу не являются основанием к отмене решения, поскольку обязанность, как по организации водоснабжения в пределах муниципального округа, так и по постановке бесхозяйного имущества на учет лежит на городском поселении.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация обеспечения надежного водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" ).
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, верно указал, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий, в связи с чем изложенные в жалобе сведения о том, что спорные объекты должны следователь судьбе земельного участка, на котором они расположены, основаны на неверном толковании норм материального права.
Довод жалобы о том, что в настоящем деле по существу имеется экономический спор между юридическими лицами - поставщиком ресурса и конкретными пользователями, судебная коллегия полагает необоснованным, поскольку МАПП "Пограничный" имеет своей целью пропуск через государственную границу в т.ч. физических лиц, которые имеют право на соблюдение санитарно - гигиенических нормативов в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия.
Иные доводы жалобы, без достаточных оснований, направлены на иную оценку тех же обстоятельств, которым дана оценка в решении суда и не свидетельствуют о неправильных выводах суда.
Решение суда первой инстанции основано на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.