Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Молодых Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Муллиной Л.Г. к государственному учреждению здравоохранения Саратовской области "Городская поликлиника N 2 г. Балаково", государственному учреждению здравоохранения Саратовской области "Балаковская районная поликлиника", Правительству Саратовской области, министерству здравоохранения Саратовской области, министерству финансов Саратовской области о возложении обязанности предоставить медицинскую услугу, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе государственного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 2 г. Балаково" на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 13 октября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Городская поликлиника N 2 г. Балаково" Арнст А.В. и представителя министерства здравоохранения Саратовской области Емельянова И.А., поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Муллина Л.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению здравоохранения Саратовской области (далее - ГУЗ СО) "Городская поликлиника N 2 г. Балаково", государственному учреждению здравоохранения Саратовской области (далее - ГУЗ СО) "Балаковская районная поликлиника", Правительству Саратовской области, министерству здравоохранения Саратовской области, министерству финансов Саратовской области о возложении обязанности предоставить медицинскую услугу, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что она является "данные изъяты" и страдает рядом хронических заболеваний.
По имеющемуся диагнозу истец нуждается в пожизненном лечении в "данные изъяты". В условиях ГУЗ СО "Городская поликлиника N 2" г. Балаково и ГУЗ СО "Балаковская районная поликлиника" получение такого лечения невозможно, поэтому она с "дата" по "дата" в режиме 12.00 часов в неделю вынуждена проводить "данные изъяты" и выезжать к месту лечения в "данные изъяты" за свой счет и на своем транспорте. С "дата" по настоящее время ее как тяжело больного человека перевели па лечение в "данные изъяты". Три раза в неделю она вынуждена проходить "данные изъяты": во вторник, четверг и субботу с 7.30 часов до 12.00 часов. К месту лечения она должна выезжать в 07.00 часов утра, для чего вызывает такси. За услуги по доставке к месту лечения и обратно она оплачивает по 140 рублей. В транспортировке на постоянной основе в соответствии с графиком к месту проведения "данные изъяты" ей было отказано.
В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) истец уточнил исковые требования, просила обязать ответчиков предоставить ей медицинскую услугу по транспортировке в "данные изъяты" и обратно санитарным транспортом еженедельно 3 раза в неделю: вторник, четверг, субботу с 07.00 часов утра до 12.00 часов дня.
Рассмотрев возникший спор суд постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ГУЗ СО "Городская поликлиника N 2 г. Балаково" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, полагает, что судом неверно применены нормы материального права. Указывает, что транспортировка больной Муллиной Л.Г. к месту лечения и обратно не относится к медицинской услуге. "данные изъяты" Муллиной Л.Г. оказывается медицинская услуга по "данные изъяты", в которую не входит транспортировка больного к месту проведения медицинской услуги. Истец самостоятельно способна посещать "данные изъяты"", поскольку, индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной "данные изъяты" от "дата", установлена её способность к самостоятельному передвижению. Кроме того "данные изъяты" расположен в непосредственной близости от места жительства истца. Считает, что судом первой инстанции неверно истолкован приказ "данные изъяты" N от "дата" "данные изъяты" в части определения лиц, обеспечивающих междугороднюю транспортировку к месту лечения методом "данные изъяты".
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с Федеральными законами от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
22 октября 2012 года N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" Правительство Саратовской области постановлением от 29 декабря 2012 года N 817-П "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утвердило Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее территориальная программа).
Согласно п. 7 Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории Саратовской области в рамках Программы бесплатно предоставляется, кроме прочего, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Согласно пункту 12 территориальной программы финансовое обеспечение первичной медико-санитарной помощи, включая профилактическую помощь, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-аварийной эвакуации), специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологической медицинской помощи, включенной в перечень видов высокотехнологической медицинской помощи, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
Пунктом 13 территориальной программы установлено, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного бюджета, местных бюджетов в соответствии с Законом Саратовской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области" и средства обязательного медицинского страхования.
Согласно ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Закон N 323-ФЗ) финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным медицинским организациям (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Муллина Л.Г. является "данные изъяты" (бессрочно) (л.д. 7 том 1).
Согласно справке "данные изъяты" Муллина Л.Г. по жизненным показаниям нуждается в проведении "данные изъяты" три раза в неделю: вторник, четверг, суббота (с 08.00 до 12.00) (л.д. 15 том 1).
Письмом от "дата" N ГУЗ СО "Городская поликлиника N 2 г. Балаково" Муллиной Л.Г. отказано в транспортировке к месту проведения "данные изъяты" в "данные изъяты" (л.д. 5 том 1).
Приказом "данные изъяты" N от "дата" утвержден график обеспечения транспортировки на "данные изъяты" больных за пределы территории Балаковского муниципального района и по территории Балаковского муниципального района между населенными пунктами по ЛПУ: С "дата" по "дата" - ГУЗ СО "Городская поликлиника N 1 г. Балаково", с "дата" по "дата" - ГУЗ СО "Городская поликлиника N 2 г. Балаково". Данным приказом на главных врачей ГУЗ СО "Городская поликлиника N 1 г. Балаково", ГУЗ СО "Городская поликлиника N 2 г. Балаково" возложена обязанность обеспечить транспортировку граждан, страдающих "данные изъяты", к месту проведения "данные изъяты" в "данные изъяты" за счет средств обязательного медицинского страхования (том N 1 л.д. N 119).
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции руководствуясь постановлением Правительства Саратовской области от 12 мая 2015 N 227-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 25 декабря 2014 года N 710-П" (вместе с "Перечнем медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования", "Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи, медицинской помощи в дневных стационарах всех типов, а также скорой и неотложной медицинской помощи в рамках программы", "Условиями и порядком предоставления бесплатной медицинской помощи медицинскими организациями Саратовский, области при реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"), которым определено, что Городская поликлиника N 2 г. Балаково (п.58 перечня) участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца о возложении обязанности на ГУЗ СО "Городская поликлиника N 2 г. Балаково" предоставить Муллиной Л.Г. бесплатную медицинскую услугу по транспортировке в "данные изъяты" и обратно санитарным транспортном три раза в неделю: вторник, четверг, суббота с 07.00 ч. до 12.00 ч.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы, приведенные ГУЗ СО "Городская поликлиника N 2 г. Балаково" в апелляционной жалобе о том, что транспортировка больной Муллиной Л.Г. к месту лечения и обратно не относится к медицинской услуге. "данные изъяты" Муллиной Л.Г. оказывается медицинская услуга по "данные изъяты", в которую не входит транспортировка больного к месту проведения медицинской услуги. Истец самостоятельно способна посещать "данные изъяты", поскольку, индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной "данные изъяты" N от "дата", установлена её способность к самостоятельному передвижению, кроме того "данные изъяты" расположен в непосредственной близости от места жительства истца, не могут повлечь отмену решения суда.
Действительно, пунктом 14 письма министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 декабря 2014 года N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый 2016 и 2017 годов" предусмотрено, что "данные изъяты" проводится застрахованным лицам в рамках специализированной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи.
Однако судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что указанный документ не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в силу следующего.
Медицинская помощь определяется Федеральным законом N 323-ФЗ как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, медицинская услуга обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию (статья 2).
Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения "данные изъяты", не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры "данные изъяты", то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с законом.
Положениями вышеуказанного письма Минздрава России от 12 декабря 2014 года N 11-9/10/2-9388 о том, что транспортировка больных на "данные изъяты" не включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, не исключает возможности их финансирования Министерством здравоохранения Саратовской области в порядке п. 2 ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ.
Довод о том, что судом первой инстанции неверно истолкован приказ "данные изъяты" N от "дата" " "данные изъяты"" в части определения лиц, обеспечивающих междугороднюю транспортировку к месту лечения методом "данные изъяты" не может быть принят судебной коллегией, поскольку, по своей сути сводится к несогласию с данной судом оценкой представленным доказательствам, в связи, с чем не может являться основанием для отмены постановленного решения суда, так как суд воспользовался правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Иные доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от
13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 2 города Балаково" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.