Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Пантелеева В.М.,
при секретаре Молодых Л.В.
с участием прокурора Плетнева Б.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора города Энгельса Саратовской области в интересах Буянкиной Г.С. к министерству здравоохранения Саратовской области, государственному учреждению здравоохранения "Энгельсская городская поликлиника N 1" о признании незаконным бездействия по несвоевременному обеспечению лекарственным препаратом по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 октября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя министерства здравоохранения Саратовской Емельянова И.А., представителя государственного учреждения здравоохранения "Энгельсская городская поликлиника N 1" Девятковой С.А. поддержавших доводы жалобы, прокурора Плетнева Б.Б., полагавшего решение правильным, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор города Энгельса, действуя в интересах Буянкиной Г.С., обратился в суд с исковым заявлением к министерству здравоохранения Саратовской области, Государственному учреждению здравоохранения (далее - ГУЗ) "Энгельсская городская поликлиника N 1" о признании незаконным бездействия по несвоевременному обеспечению лекарственным препаратом, возложении обязанности обеспечить инвалида лекарственным препаратом.
Требования мотивировал тем, что Буянкина Г.С. является "данные изъяты" по общему заболеванию. По согласованию с внештатным нефрологом министерства здравоохранения Саратовской области ФИО10 и по рекомендации "данные изъяты" Буянкиной Г.С. "дата" для лечения был назначен препарат "данные изъяты" для чего ГУЗ "Энгельсская городская поликлиника N 1" в "дата", "дата" выписаны рецепты на бесплатное получение лекарства. Однако в аптечные пункты для нее препарат не поступал, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчиков.
Просил признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Саратовской области и ГУЗ "Энгельсская городская поликлиника N 1" выразившееся в несвоевременном обеспечении Буянкиной Г.С. лекарственным препаратом "данные изъяты", обязать министерство здравоохранения Саратовской области и ГУЗ "Энгельская городская поликлиника N 1" обеспечить Буянкину Г.С. лекарственным препаратом "данные изъяты" по бесплатному рецепту от "дата".
Определением суда от 21 октября 2015 года производство в части требований Буянкиной Г.С. о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом "данные изъяты" прекращено в связи с добровольным выполнением ее требований.
Рассмотрев возникший спор, суд, постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе министерство здравоохранения Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Приводит доводы аналогичные изложенным в суде первой инстанции. Кроме того, в обоснование жалобы указывает, что в ходе рассмотрения дела не был исследован факт выписки рецептов, в материалах дела нет ссылок ни на номера рецептом, ни на их даты, ни на дозировку лекарственного препарата, ни на дату обращения Буянкиной Г.С. с выписанными рецептами в аптечное учреждение. Не выяснялся факт обращения истца в аптечное учреждение с выписанными рецептами, а также факт направления дополнительной заявки ГУЗ "Энгельсская городская поликлиника N 1" в 2015 года в министерство здравоохранения области на имя Буянкиной Г.С.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора города Саратова просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ).
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
В п. 8 ст. 6.1 названного закона определено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 665 в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными препаратами утвержден Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, предусмотрено предоставление всех лекарственных средств инвалидам 1 группы.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074, предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 года N 817-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в соответствии с которой оказание государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, является полномочием Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В соответствии с осуществлением переданных полномочий Российской Федерации по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов возложено на министерство здравоохранения Саратовской области (п. 81).
Законом Саратовской области от 02 декабря 1999 года N 60-ЗСО "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области" (далее - Закон N 60-ЗСО) предусмотрено, что группы граждан и категории лиц по заболеваниям, имеющие право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, устанавливаются в соответствии с законодательством.
Финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Саратовской области утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 04 апреля 2006 года N 106-П (в редакции постановления Правительства Саратовской области от 19 июля 2011 года N 374-П). Согласно Порядку бесплатными лекарственными средствами обеспечиваются группы граждан и категории лиц по заболеваниям, имеющие право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, в соответствии с законодательством (п. 2).
Выписка рецептов на льготные лекарственные препараты осуществляется лечащим врачом лечебно-профилактического учреждения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление) (п. 3).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Буянкина Г.С. имеет диагноз: хронический гломерулонефрит, является "данные изъяты" по общему заболеванию без переосвидетельствования, что подтверждается справкой N, выданной "дата" (л.д. 37).
Буянкина Г.С. ежемесячно обследуется специалистами гемодиализного центра "данные изъяты", где получает программный гемодиализ по схеме 3 раза в неделю.
В "дата" "данные изъяты" Буянкиной Г.С. рекомендован препарат "данные изъяты" по 1 таблетке один раз в сутки. Назначение препарата согласовано с главным внештатным нефрологом Министерства здравоохранения Саратовской области ФИО10
В "дата" дана такая же рекомендация.
"дата", "дата", "дата", "дата" Буянкиной Г.С. выдавались рецепты на льготное получение препарата "данные изъяты" (л.д. 12-16).
Администрацией ГУЗ "Энгельсская городская поликлиника N 1" "дата" через Комитет здравоохранения администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области подана дополнительная заявка в отдел организации лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Саратовской области по обеспечению Буянкиной Г.С. препаратом "данные изъяты" по Федеральной льготе в количестве 9 упаковок (л.д. 10-11).
В 2015 году такая заявка осуществлена лишь "дата".
По сообщению "данные изъяты"", в "дата" было поставлено и отпущено покупателям всего 10 упаковок препарата "данные изъяты" (л.д. 48-49).
Указанные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора о признании незаконным бездействия по несвоевременному обеспечению лекарственным препаратом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие ответчика - министерства здравоохранения Саратовской области - заключалось в необеспечении необходимого количества препарата "данные изъяты", рекомендованного истице в специализированной сети аптек. Незаконность бездействия ГУЗ "Энгельсская городская поликлиника N 1" заключается в несвоевременном формировании дополнительной заявки на препарат "данные изъяты" в 2015 году. Обеспечение истца препаратом было произведено только после обращения прокурора в суд с настоящими требованиями.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, сомнений в правильности которой, с учетом всех обстоятельств, установленных по делу, у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела не был исследован факт выписки рецептов, в материалах дела нети ссылок ни на номера рецептом, ни на их даты, ни на дозировку лекарственного препарата, ни на дату обращения Буянкиной Г.С. с выписанными рецептами в аптечное учреждение. Не выяснялся факт обращения истца в аптечное учреждение с выписанными рецептами, а также факт направления дополнительной заявки ГУЗ "Энгельсская городская поликлиника N 1" в 2015 года в министерство здравоохранения области на имя Буянкиной Г.С. несостоятельны, поскольку как следует из протокола судебного заседания от 21 октября 2015 года материалы дела исследованы в полном объеме, замечаний на протокол судебного заседания от участников процесса не поступало.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, обстоятельства, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. Оснований для их переоценки не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ и не влекут отмену судебного решения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.