Судья Кемеровского областного суда Загребельная Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении
ООО "РЭУ-21", ИНН N, юридический адрес: "адрес",
по жалобе ООО "РЭУ-21" на постановление заместителя главного государственного инспектора "адрес" и "адрес" по пожарному надзору ФИО1 от 10 февраля 2015 года и решение "адрес" "адрес" от 3 сентября 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора "адрес" и "адрес" по пожарному надзору от 10.02.2015г. ООО "РЭУ-21" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Решением "адрес" "адрес" от 03.09.2015г. постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО "РЭУ-21" оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе ООО "РЭУ-21" просит постановление и решение суда отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что Общество не было извещено о рассмотрении дела должностным лицом. Кроме того, считает, что должностным лицом не были установлены событие и состав административного правонарушения.
В возражениях на жалобу государственный инспектор "адрес" и "адрес" по пожарному надзору ФИО2, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу ООО "РЭУ-21" без удовлетворения.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Как усматривается из материалов дела,13.01.2015г. в жилом фонде, обслуживаемом ООО "РЭУ-21", были выявлены нарушения п. 19 табл. 2 НПБ 104-03, п.5 таблицы 2 СП 3.13130.2009, ч.ч. 2,3,4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.18 СНиП 21-01-97*, п.4.2.7 СП 1.13.130.2009 ч.ч. 2,3,4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", о чем государственным инспектором "адрес" и "адрес" по пожарному надзору ФИО3 составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ от 15.01.2015г.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Системный анализ ст. 25.4 и 28.2 КоАП РФ, приведенный в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009, позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола, а также рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Как следует из разъяснения, содержащегося в абзаце 3 пункта 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004г. N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Из материалов дела усматривается, что 13.01.2015г. ООО "РЭУ-21" было уведомлено о том, что 15.01.2015г. законному представителю Общества необходимо явиться в отделение надзорной деятельности для составления протокола об административном правонарушении.
Законный представитель Общества на составление протокола не явился, в связи с чем, протокол по делу об административном правонарушении был составлен в его отсутствие.
В силу п. 4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Определением заместителя главного государственного инспектора "адрес" и "адрес" по пожарному надзору ФИО1 дело об административном правонарушении в отношении ООО "РЭУ-21" назначено к рассмотрению на 04.02.2015г., о чем Общество уведомлено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
В связи с поступившими от ООО "РЭУ-21" возражениями Определением от 04.02.2015г. по факту совершения административного правонарушения рассмотрение дела было отложено на 10.01.2015г. С указанным определением был ознакомлен представитель Общества ФИО4, действующий на основании доверенности.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора "адрес" и "адрес" по пожарному надзору ФИО1 от 10.02.2015г. N ООО "РЭУ-21" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 150 000 (сто пятьдесят) тысяч рублей.
Дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО "РЭУ-21".
При этом, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено законному представителю ООО "РЭУ-21" по адресу места нахождения данного юридического лица.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Однако порядок привлечения ООО "РЭУ-21" к административной ответственности был нарушен.
При рассмотрении жалобы ООО "РЭУ-21" на постановление по делу об административном правонарушении, в нарушение требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, указанные обстоятельства должным образом судом исследованы не были, что является существенным нарушением процессуального закона, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Следовательно, постановление заместителя главного государственного инспектора "адрес" и "адрес" по пожарному надзору ФИО1 от 10.02.2015г. N и решение судьи "адрес" "адрес" от 03.09.2015г., вынесенные в отношении ООО "РЭУ-21" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежат отмене.
В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу об административном правонарушении составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
На момент рассмотрения жалобы ООО "РЭУ-21" Кемеровским областным судом срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный для данной категории дел, истек, в связи с чем, производство по данному делу в силу положений п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора "адрес" и "адрес" по пожарному надзору ФИО1 от 10 февраля 2015г. N и решение "адрес" от 3 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО "РЭУ-21" отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано председателю Кемеровского областного суда в порядке надзора.
Судья Е.В. Загребельная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.