Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Дударёк Н.Г.,
судей: Проценко Е.П., Сорокина А.В.,
при секретаре Таргаевой Ю.Н.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Дударёк Н.Г. дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного)
на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 17 сентября 2015 года по делу по иску Полетаевой Л.И. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии об отказе во включении периода работы в трудовой стаж, включении периода работы в трудовой стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Полетаева Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Требования мотивированы тем, что 20.10.2014г. она обратилась в ГУ - УПФР в отдел ПФР в Кировском районе г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В подтверждение наличия 25-летнего стажа работы приложила трудовую книжку, из которой усматривается наличие необходимого стажа работы на педагогических должностях в образовательных учреждениях.
Решением Комиссии по пенсионным вопросам ГУ-УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонный) от 26.12.2014 N) ей отказано в назначении пенсии по причине недостаточности педагогического стажа, из подсчета стажа были исключены период работы с 15.05.2006г. по 31.10.2011г. (5 лет 05 мес. 16 дн.) директором специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная "коррекционная" образовательная школа-интернат N, VI вида".
Считает отказ пенсионного органа в назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не законным.
Просила признать незаконным отказ ГУ-УПРФ в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонный) в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, изложенный в протоколе от 26.12.2014 N (решение об отказе в установлении пенсии от 26.12.2014 N); обязать ответчика включить период работы с 15.05.2006г. по 31.10.2011г. директором специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная "коррекционная" образовательная школа-интернат N, VI вида" в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по п. 19 ч.1 ст.30 ФЗ -400 "О страховых пенсиях", а также произвести начисление пенсии с учётом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 20.10.2014г., и выплатить причитающийся размер пенсии.
В судебном заседании истица Полетаева Л.И. и ее представитель Яковлев М.Н., допущенный судом к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, иск поддержали.
Представитель ответчика Зеленкина Л.А., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 17 сентября 2015 года постановлено:
Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) N от 26.12.2014г. (протокол N) в отношении Полетаевой Л.И. об отказе в назначении трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы Полетаевой Л.И. в период с 15.05.2006г. по 31.10.2011г. в должности директора специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная "коррекционная" образовательная школа-интернат N, 6 вида, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) назначить Полетаевой Л.И. досрочную пенсию с 20.10.2014г.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) просит решение суда отменить, указывая, что спорный период работы истицы не может быть включен в специальный стаж для назначения педагогической пенсии, поскольку не подтвержден индивидуальными сведениями; не подтверждается ведение преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), что предусмотрено п.8 Правил от 29.10.2002г. N 781.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. На основании ст. 167, ст. 327 ч. 1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Полетаевой Л.И. и ее представителя Яковлева М.Н., допущенного судом к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, просивших об оставлении решения суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, в том числе и лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 3 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 1-20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067 утверждены Списки профессий и должностей, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. засчитываются в специальный стаж периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, периоды после указанной даты в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067. В подсчет стажа включается педагогическая работа в соответствующих профессиях, должностях в штате учреждений и организаций, поименованных в Списках. Списки являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат.
С 14.11.2002 года вступили в силу "Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781.
Подпунктом "а" пункта 8 Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Разделом 2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 года N 69, определено, что выполнение преподавательской работы учителями (педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не нормировано по количеству часов (п. 2.1 Положения N 69).
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы (п. 2.3).
Работникам, ведущим преподавательскую работу (учителям), устанавливаются ставки заработной платы за определенную норму часов преподавательской работы в неделю (в год), являющиеся расчетными величинами при определении их месячной (среднемесячной) заработной платы в зависимости от фактического объема установленной им учебной нагрузки и условием включения периодов работы в льготный стаж.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Полетаева Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла педагогическую деятельность.
20.10.2014г. Полетаева Л.И. обратилась в отдел ПФР в Кировском районе г. Кемерово с заявлением о назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельностью по пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ РФN173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Комиссии ГУ УПФ РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) N от 26.12.2014г., в назначении Полетаевой Л.И. досрочной трудовой пенсии отказано по причине недостаточности педагогического стажа - 19 лет 08 мес. 07 дн., при требуемом 25 лет. При этом в стаж на соответствующих видах работ не засчитан период работы с 15.05.2006г. по 31.10.2011г. (5 лет 05 мес. 16 дн.) в должности директора специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная "коррекционная" образовательная школа-интернат N, VI вида".
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж Полетаевой Л.И. спорного периода в должности директора специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная "коррекционная" образовательная школа-интернат N, VI вида", суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеуказанный период времени работы истицы подлежит включению в стаж истицы по специальности.
Данный вывод суда коллегия находит правильным.
Разрешая требования истицы, суд, основываясь на совокупности представленных в материалы дела доказательствах, установил, что в спорный период истица работала в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная "коррекционная" образовательная школа-интернат N, VI вида" в должности директора и по совмещению в период с 15.05.2006г. по 31.08.2006г. воспитателем на 0,5 ставки. С 01.09.2006г. по 31.08.2011г. - учителем-логопедом на 0,5 ставки. С 01.09.2011г. по 31.10.2011г. - логопедия младшие классы 8 час., при этом суд пришел к выводу, что при суммировании нормы рабочего времени, связанной с педагогической нагрузкой, у истицы по основному месту работы в должности директора специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная "коррекционная" образовательная школа-интернат N, VI вида" и по работе по совместительству в должности учителя-логопеда, получается полная педагогическая нагрузка, установленная на ставку заработной платы, что дает основание для включения периода ее работы с 15.05.2006г. по 31.10.2011г. в должности директора (и, в порядке внутреннего совмещения, в должности учителя-логопеда) в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Указанный вывод суда подтверждается письменными материалами дела, в частности, копией трудовой книжки (л.д.7-8), уточняющей справкой от 25.11.2014г. (л.д.13-14), табелями учета рабочего времени и подсчета заработка за 2006-2011гг. (л.д.20-216).
Таким образом, фактическое выполнение истицей работ, предусмотренных вышеназванными документами за весь спорный период нашло подтверждение в судебном заседании.
Выполняемая истицей работа носила именно преподавательский характер и нормировалась образовательным учреждением по часам, объем годовой педагогической нагрузки истицы в спорный период не менее 240 часов год соответствовал норме часов педагогической работы, установленной законодателем для директора образовательного учреждения начального профессионального образования.
Таким образом, истица, работая в должности директора специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная "коррекционная" образовательная школа-интернат N, VI вида" и исполняя по совместительству обязанности воспитателя и учителя-логопеда той же школы, выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), в связи с чем период ее работы с 15.05.2006г. по 31.10.2011г. подлежит зачету в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Поскольку суд пришел к выводу, что при обращении в отдел ПФР Полетаева Л.И. имела необходимый 25-летний стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости с учетом осуществления ею педагогической деятельности в период с 15.05.2006г. по 31.10.2011г. и признал необоснованным отказ пенсионного органа в назначении пенсии, то определение даты назначения пенсии с момента обращения с заявлением, т.е. с 20.10.2014г., соответствует требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, в то время как оснований для их переоценки не имеется.
Разрешая дело, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил и истолковал нормы материального права - пенсионного законодательства при оценке пенсионных прав. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна. Суд отразил в решении результаты оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений и привел в решении мотивы, по которым он не согласен с доводами ответчика.
Решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 17 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.