Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в
составе председательствующего: Строгановой Г.В.,
судей: Рыжониной Т.Н., Лавник М.В.
при секретаре: Назаренко О.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) на решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 07 октября 2015 года,
по делу по иску Раменского СТ. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о перерасчете трудовой пенсии по старости, признании незаконным отказа в назначении доплаты к пенсии отдельных категорий работников организаций угольной промышленности,
УСТАНОВИЛА:
Раменский С.Т. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о перерасчете трудовой пенсии по старости, признании незаконным отказа в назначении доплаты к пенсии отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
Требования мотивированы тем, решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Зенковском районе г. Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ N ему назначена пенсия по старости в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
При назначении указанной пенсии в специальный стаж истца не был включен период его службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствие с Федеральным законом от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Согласно протоколу заседания комиссии ГУ УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в назначении доплаты к пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа, требуется специальный стаж 25 лет, имеется 24 года 1 месяц 17 дней.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода прохождения им службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, перерасчете трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении которого ему также было отказано.
С учетом уточненных исковых требований просил суд признать незаконным решение ГУ УПФР от ДД.ММ.ГГГГ N в части не включения периода службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года) в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости согласно подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обязать ответчика включить в его специальный стаж указанный период службы в Вооруженных Силах СССР, произвести перерасчет трудовой пенсии по старости согласно подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение ГУ УПФР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении ему доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения доплаты к пенсии в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему такую доплату с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы на оплату услуг представителя - "данные изъяты", по уплате государственной пошлины - "данные изъяты", за составление нотариальной доверенности на представителя - "данные изъяты", всего "данные изъяты"
В судебном заседании истец Раменский С.Т. и его представитель Наумова М.А. уточненные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Кузнецова Е.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Решением Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 07 октября 2015 года постановлено:
Удовлетворить иск Раменского СТ. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о перерасчете трудовой пенсии по старости, признании незаконным отказа в назначении доплаты к пенсии отдельных категорий работников организаций угольной промышленности частично.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области N от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения Раменскому СТ. периода службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости согласно подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) включить Раменскому СТ. в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы по призыву в Вооруженных Силах СССР и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости согласно подп. 1 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Раменскому СТ. доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) включить Раменскому СТ. в специальный стаж для назначения доплаты к пенсии в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (ИНН N, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) в пользу Раменского СТ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Прокопьевска Кемеровской области, судебные расходы в размере "данные изъяты".
В удовлетворении остальных требований Раменскому СТ. отказать.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) - Будина Н.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что период службы истца в Советской Армии не подлежит включению в специальный стаж: работы для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей" зачет службы в Советской Армии в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не предусмотрен.
Также указывает, что законодательство, действовавшее на момент принятия Закона о трудовых пенсиях, а также ныне действующее законодательство, не предусматривало включение военной службы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, указанный период мог быть включен только в общий стаж.
Кроме того, указывает на свое несогласие с выводом суда о включении периода службы истца в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для назначения дополнительного социального обеспечения, поскольку у истца отсутствует необходимый стаж для назначения дополнительного социального обеспечения.
Относительно доводов апелляционной жалобы Раменским С.Т. поданы возражения, в которых он просит решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 07 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии не явились лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, в виду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ (п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" установлено, что в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах, следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.
Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся: лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии данный Федеральный закон не содержит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Зенковском районе г. Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ N истцу назначена пенсия по старости в соответствии с подп. 1 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37). Период службы истца в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при назначении указанной пенсии в специальный стаж Раменского С.Т. учтен не был (л.д. 43).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении ему доплаты к пенсии согласно Федеральному закону от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (л.д. 110).
Решением ГУ УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N Раменскому С.Т. в назначении указанной доплаты к пенсии отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа (л.д. 10).
Из протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Раменскому С.Т. требуется 25 лет специального стажа работы, имеется 24 года 0 месяцев 7 дней. В специальный стаж Раменского С.Т. период службы по призыву в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан (л.д. 11-12).
Судом также установлено, что в удовлетворении заявления истца о перерасчете трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ с учетом вышеуказанного периода его службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР, включении этого периода в его специальный стаж и назначении ему доплаты к пенсии согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" ГУ УПФ РФ также отказало (л.д.48-49, 50).
Из трудовой книжки и военного билета, а также справки ФКУ "Военный комиссариат Кемеровской области" от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной на основании учетной карточки, следует, что Раменский С.Т. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ военную службу по призыву в рядах Советской Армии, при этом, как до, так и после прохождения службы истец работал на шахте " "данные изъяты"" подземным электрослесарем (л.д.51, 52-56, 93-95). Периоды работы Раменского С.Т. до службы в составе Вооруженных Сил СССР и непосредственно после нее зачтены ответчиком в специальный трудовой стаж истца.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начало спорного периода службы в Вооруженных силах относится к периодам деятельности истца до 01.01.2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения страховых пенсий по старости, то данный период подлежал включению в стаж работы по специальности при назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции, и исходит при этом из следующего.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
При разрешении настоящего спора имеет правовое значение данное разъяснение Конституционного Суда РФ, в связи с чем следует учитывать, что в спорный период времени действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590.
В соответствии с п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Принимая решение о включении указанного периода в специальный стаж истца, дающий право на перерасчет пенсии и доплаты к ней, суд верно исходил из того, что данный период приходится на время действия Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590), позволяющего приравнять данные периоды к соответствующей работе, выполнение которой дает лицу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп.11 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года.
Таким образом, суд верно указал, что при исчислении стажа работы истца в данном случае необходимо применять законодательство, действовавшее в период службы в армии.
Кроме того, в установленном законом порядке Пенсионный фонд признал за истцом право на досрочное пенсионное обеспечение за работу в подземных условиях, включив в специальный стаж истца периоды работы Раменского С.Т. как до службы в составе Вооруженных Сил СССР, так и непосредственно после нее на шахте " "данные изъяты"" подземным электрослесарем.
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении указанной доплаты у истца с учетом спорного периода имелся необходимый 25-летний стаж, предусмотренный ст. 1 Федерального закона РФ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", суд сделал правильный вывод о том, что ответчик обязан был включить в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, спорный период прохождения им военной службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и установить истцу доплату к пенсии в соответствии с положениями п. 3 ч. 4 ст. 4 ФЗ от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы жалобы о том, что возможность включения периода военной службы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, законодательством не предусмотрена, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, изложенным в решении суда, признаны не основанными на законе.
Довод апеллянта об отсутствии у истца необходимого стажа для назначения дополнительного социального обеспечения основан на неверном применении закона.
Судебная коллегия отмечает, что иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких данных оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 07 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.В. Строганова
Судьи: Т.Н.Рыжонина
М.В.Лавник
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.