Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Васякина В.В., Чердынцевой В.Г.
при секретаре Лобановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ким С.А. к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании права на получение социальной выплаты
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области
на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 июля 2015 года, которым исковые требования Ким С.А. удовлетворены. Суд признал действия администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по исключению из списков получателей социальной выплаты на 2014 год семьи Ким С.А. по федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" незаконными, признал за семьей Ким С.А. право на получение указанной социальной выплаты и возложил на администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области обязанность включить семью Ким С.А. в список получателей социальной выплаты по указанной федеральной программе.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя Ким С.А. Полонец Т.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ким С.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании права на получение социальной выплаты. В обоснование иска указала, что на основании постановления администрации МО Нижнепавловский сельсовет от (дата) её семья была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. В 2014 году ей было предложено стать участником программы - получателем социальных выплат на приобретение (строительство) жилья гражданам, проживающим в сельской местности в рамках целевой федеральной программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". (дата) она была включена в сводный список участников мероприятий по получению социальных выплат. Впоследствии в администрацию района был представлен кадастровый паспорт на приобретаемый жилой дом, общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: (адрес), и предварительный договор купли-продажи указанного жилого дома и земельного участка, в котором указано, что недвижимость будет приобретаться с привлечением кредитных средств. (дата) между истцом и ФИО6 заключен договор купли-продажи вышеуказанного жилого дома и земельного участка. Договор был зарегистрирован и выданы свидетельства о регистрации права на указанный дом и земельный участок. Письмом от (дата), которое получено истцом (дата), её семья администрацией МО Оренбургский район была исключена из списков получателей социальной выплаты на 2014 год. В ответе указано, что у администрации возникли сомнения в правильности признания её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Считает действия ответчика, выразившиеся в исключении её семьи из списков получателей социальной выплаты на 2014 год, незаконными. Просила суд признать действия администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, выразившиеся в исключении из списков получателей социальной выплаты на 2014 год семьи Ким С.А. по федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", незаконными, признать за семьей Ким С.А. право на получение социальной выплаты по пункту 10 федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 год- 2017 годы и на период до 2020года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 года N 598, и возложить на администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области обязанность включить семью Ким С.А. в список получателей социальной выплаты по указанной федеральной программе.
Истец Ким С.А., представитель ответчика администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Ким С.А. Полонец Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, по основания, изложенным в исковом заявлении.
Представители третьего лица Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Сыроватко Ю.А., Муратов Е.Г., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали по существу иска.
Представитель третьего лица администрации МО Нижнепавловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Карабаева А.Т., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело на усмотрение суда, указав, что Ким С.А. со своей семьей по настоящее время состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного по делу решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, третьи лица не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 10 Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.04.2014 N 399), являющимся Приложением N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598, предусмотрено, что в случае привлечения гражданином для строительства (приобретение жилья) в качестве источника софинансирования жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с п. 5 настоящего Типового Положения и включения его в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, формируемый, органом местного самоуправления.
В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство (приобретение) жилья размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом).
Пунктом 5 Типового положения предусмотрены условия, при наличии которых в совокупности гражданин имеет право на получение социальной выплаты, в том числе признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения
Из материалов дела следует, что Ким С.А. признана нуждающейся в жилом помещении на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ, что подтверждается протоколом N от (дата) заседания жилищной комиссии при администрации МО Нижнепавловский сельсовет Оренбургского района.
Согласно указанному протоколу Ким С.А. проживает совместно с членами своей семьи ФИО10 (супруг), ФИО11 (сын) по адресу: (адрес), не имеет собственного жилого помещения, указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери супруга ФИО17
Постановлением администрации МО Нижнепавловский сельсовет Оренбургского района от 22.10.2012 года N 144п Ким С.А. и ее семья были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма на основании протокола жилищной комиссии.
В 2014 году Ким С.А. на основании ее заявления в администрацию МО Нижнепавловский сельсовет была включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Оренбургской области, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" и подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014?2017 годы и на период до 2020 года" далее (Типовое положение), государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2013-2020 годы утвержденной Постановлением правительства РФ N 598 от 15.07.2013 года.
06.06.2014 года семья Ким С.А. была включена в сводный список получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Впоследствии в администрацию МО Оренбургский район истцом был представлен кадастровый паспорт на приобретаемый жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), площадью *** кв.м.
Письмами от (дата), (дата) администрация МО Оренбургский район сообщила Ким С.А. об исключении ее семьи из списков получателей социальной выплаты в связи с тем, что Ким С.А. и ее сын проживают и зарегистрированы по адресу: (адрес), с жилой площадью дома *** кв.м., что вызвало сомнения в правильности признания указанной семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, и по запросу администрация МО Нижнепавловский сельсовет не смогла подтвердить нуждаемость семьи Ким С.А. в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что жилой дом общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: (адрес), где истец со своей семьей были зарегистрированы и проживали, был снесен собственником ФИО17 и на его месте возведен новый двухэтажный жилой дом, общей площадью *** кв.м.
В соответствии с постановлением Главы МО Нижнепавловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 14.05.2014 года N 88-п вновь построенному жилому дому присвоен почтовый адрес: (адрес).
Право собственности ФИО17 на вновь возведенный жилой дом по (адрес), площадью *** кв. м. зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о регистрации права от (дата).
(дата) указанный дом и земельный участок ФИО17 продала ФИО6 по договору купли-продажи.
(дата) между Ким С.А., ФИО10 и ОАО *** заключен кредитный договор на приобретение вышеуказанных жилого дома и земельного участка.
(дата) между истцом и ФИО6 заключен договор купли-продажи вышеуказанного жилого дома и земельного участка. По условиям договора жилой дом и земельный участок приобретены за *** рублей, из которых *** рублей за счет собственных средств и *** рублей - сумма кредита.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что на момент заключения кредитного договора от (дата) Ким С.А. имела право на получение социальной выплаты, т.к. была признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал действия ответчика по исключению Ким С.А. из списков получателей социальной выплаты на 2014 год незаконными, признал за семьей Ким С.А. право на получение социальной выплаты и возложил на ответчика обязанность включить семью Ким С.А. в список получателей социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Ким С.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по адресу: (адрес), с общей площадью дома *** кв.м., а по договору купли-продажи предметом сделки являлся жилой дом по тому же адресу, но общей площадью *** кв.м., не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку в соответствии с вышеприведенной нормой п.10 Типового положения на момент заключения кредитного договора истец была признана и являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Из материалов дела следует, что истец на дату заключения кредитного договора проживала в жилом доме, принадлежащем ФИО6, членом семьи которой истец не была.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции администрацией МО Оренбургский район было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания, не могут повлиять на отмену обжалуемого решения, поскольку указанное ходатайство судом рассмотрено и в его удовлетворении отказано.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.