Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Султанова Р.А., Ярыгиной Е.Н.
при секретаре Макарейкиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рудкина А.С. к открытому акционерному обществу "Сбербанк России" о взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе представителя Рудкина А.С. Малюгина В.Ю.
на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 июля 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Рудкину А.С. отказано.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения истца Рудкина А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ОАО "Сбербанк России" Левитина А.М., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя третьего лица ОАО "МТС" Калиничевой Н.Е., оставившей рассмотрение дела на усмотрение суда, судебная коллегия
установила:
Рудкин А.С. обратился в суд с иском к ОАО "Сбербанк России" о взыскании денежных средств. В обоснование иска указал, что он является держателем международной карты Visa Classic, выпущенной на его имя ОАО "Сбербанк России". (дата) неизвестные лица без его ведома и согласия перевели с его банковской карты *** рублей на неизвестные ему счета, комиссия за перевод денежных средств составила *** рублей. Полагал, что данные операции были произведены по вине ОАО "Сбербанк России", не обеспечившего безопасность использования банковской карты. Просил суд взыскать с ответчика незаконно списанные денежные средства в сумме *** рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании Рудкин А.С. и его представители Рудкин С.А., Малюгин В.Ю. заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ОАО "Сбербанк России" Левитин А.М. заявленные исковые требования не признал.
Представитель ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Калиничева Н.Е. просила суд постановить решение на основании представленных доказательств, указав, что детализация звонков предоставлена, факт получения доставки смс - сообщений на номер *** в указанный период отражен.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец Рудкин А.С., в апелляционной жалобе Малюгин В.Ю., действующий по доверенности от имени Рудкина А.С., просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (часть 3 статьи 845 ГК РФ).
Частью 3 статьи 847 ГК РФ установлено, что договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160 ГК РФ), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
Согласно статье 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Как видно из материалов дела, (дата) на основании заявления Рудкина А.С., поступившего в Оренбургское отделение N ОАО "Сбербанк России" (дата) истцу выдана банковская карта VISA Classic N (номер счета карты N), а также на основании поступившего заявления к карте была подключена услуга Мобильный банк на номер телефона N (оператор сотовой связи ОАО "МТС", номер телефона оформлен на ФИО10, являющегося, со слов Рудкина А.С., его родственником).
На основании заявления Рудкина А.С., поступившего в Оренбургское отделение N ОАО "Сбербанк России" (дата), (дата) истцу выдана банковская карта VISA Classic N (номер счета карты N), а также на основании заявления истца к карте была подключена услуга Мобильный банк на номер телефона N (оператор сотовой связи ОАО "МТС", телефонный номер оформлен на имя Рудкина А.С.).Судом установлено, что при выдаче банковских карт Рудкин А.С. был ознакомлен с Условиями использования банковских карт ОАО "Сбербанк России", являющимися приложением к "Условиями банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России", Памяткой держателя и Тарифами ОАО "Сбербанк России", ознакомлен с руководством по использованию "Мобильного банка", а также уведомлен о том, что условия банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России", Условия и тарифы Банка, Памятка держателя размещены на web - сайте ОАО "Сбербанк России" и подразделениях Банка, что подтверждается подписью держателя карты в направленных в Банк заявлениях.
В соответствии с пунктом 11.6 Условий использования банковских карт ОАО "Сбербанк России" доступ Держателя к услугам системы "Сбербанк Онл@йн" осуществляется при условии его успешной идентификации и аутентификации на основании идентификатора пользователя и постоянного пароля, которые держатель может получить одним из способов, указанным в настоящем пункте.
Согласно пункту 11.7 Условий операции в системе "Сбербанк Онл@йн" держатель подтверждает одноразовыми паролями, которые вводятся при совершении операции в системе. Одноразовые пароли держатель может получить через устройство самообслуживания Банка с использованием своей основной карты Банка. Операция получения одноразовых паролей подтверждается ПИН- кодом или в смс - сообщении, отправленном на номер мобильного телефона, подключенного Держателем к услуге "Мобильный банк" (при выборе данного способа получения одноразового пароля в системе "Сбербанк Онл@йн").
В соответствии с пунктом 11.18.1 Условий Держатель обязуется хранить в недоступном для третьих лиц месте и не передавать другим лицам идентификатор пользователя, постоянный пароль и одноразовые пароли.
Пунктом 11.8 Условий предусмотрено, что держатель соглашается с тем, что постоянный и одноразовый пароль являются аналогом собственноручной подписи. Электронные документы, подтвержденные постоянным и одноразовым паролем, признаются Банком и держателем равнозначными документами на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде. Держатель соглашается с тем, что документальным подтверждением факта совершения им операции является протокол проведения операций в автоматизированной системе Банка, подтверждающей корректную идентификацию и аутентификацию держателя и совершение операции в такой системе.
В соответствии с пунктом 11.16.3 Условий Банк имеет право устанавливать лимиты на совершение операций в системе "Сбербанк Онл@йн", а также реализовывать другие механизмы, снижающие риски банка и держателя.
Согласно данным автоматизированной системы "Mobilebank", (дата) после входа в систему "Сбербанк Онл@йн" была осуществлена регистрация мобильного приложения iPhone, в результате чего держателю карты (истцу) на номер, подключенный к услуге "Мобильный банк" N, в 23 часа 32 минуты 46 секунд было направлено сообщение, содержащее пароль для подтверждения регистрации в приложении iPhone. Направление смс - сообщений и получение их абонентом с номером N подтверждено детализацией, представленной оператором связи ОАО "МТС".
Указанное обстоятельство подтверждается данными автоматизированной программы Интернет-клиент, согласно которым с приложения iPhone (дата) осуществлен вход в систему.
Из представленных данных автоматизированной программы Интернет-клиент следует, что держателем карты через мобильное приложение (дата) были сформированы платежи по перечислению денежных средств с карты VISA Classic N на карты клиентов ОАО "Сбербанк России" на суммы *** рублей, *** рублей и *** рублей.
Лимит на операции, совершаемые в системе "Сбербанк Онл@йн" без подтверждения операций в Контактном Центре банка, установлен в сумме 100000 рублей.
Указанные платежи были подтверждены Рудкиным А.С. путем осуществления звонков в Контактный Центр Банка, при которых клиент сообщил информацию, необходимую для его идентификации, в том числе и контрольную информацию (кодовое слово), что подтверждается стенограммой и аудиозаписью разговора.
После подтверждения операций клиентом в Контактном Центре ОАО "Сбербанк России" было осуществлено перечисление денежных средств, о чем клиент был проинформирован путем смс - сообщений на номер телефона N.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что операции на перевод денежных средств были исполнены ответчиком на основании данного клиентом поручения, полученного с помощью идентификатора и пароля, подтвержденного, в том числе, через сотрудников Контактного Центра. Надлежащим образом идентифицировав клиента в порядке, предусмотренном Условиями использования банковских карт ОАО "Сбербанк России", Банк не имел правовых оснований для отказа в проведении операций по перечислению денежных средств со счета клиента.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вина ответчика в причинении ущерба истцу отсутствует, со стороны банка нарушений обязательств либо ненадлежащего исполнения обязательств не установлено, поскольку у банка имелись основания полагать, что распоряжение на перевод денежных средств дано уполномоченным лицом.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Рудкина А.С. Малюгина В.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.