Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Косиловой Е.И.,
судей
Смоляковой Е.В., Кавка Е.Ю.,
при секретаре
Ш.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, за подписью руководителя Степичева П.Н.
на решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 16 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования администрации Юрминского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Юрминского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области на невостребованные земельные доли умерших лиц: Ш, О. общей площадью " ... " баллогектара сельскохозяйственных угодий на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный на территории Юрминского сельского поселения Аромашевского района Тюменской области".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Смоляковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Администрация Юрминского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту ТУ Росимущество в ТО) о признании права муниципальной собственности Юрминского сельского поселения Аромашевского района Тюменской области на невостребованные земельные доли следующих умерших лиц: Ш.., О. общей площадью " ... " баллогектара сельскохозяйственных угодий на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный на территории Юрминского сельского поселения Аромашевского района Тюменской области.
Требования мотивированы тем, что Ш., О. на основании распоряжения главы администрации Аромашевского района N " ... " от " ... " года в " ... " году выданы свидетельства на право собственности на земельную долю с оценкой " ... " баллогектар в кооперативе " ... " на праве общей долевой собственности. Права собственности указанных лиц на земельные паи не зарегистрированы. Земельные доли данных лиц не используются по назначению, а значит, указанные земельные доли ими не востребованы. Администрацией Юрминского сельского поселения составлен список граждан, которые не воспользовались правом на земельные доли и назначен день проведения общего собрания участников долевой собственности, данная информация была опубликована в общественно-политической газете Аромашевского района " ... " N " ... " от " ... " года, а также на информационных щитах, расположенных на территории Юрминского сельского поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в общедолевой собственности. Возражений от наследников умерших лиц (указанных в исковом заявлении) в установленный срок не поступило, общее собрание не состоялось. Список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными, был утвержден, в который также были включены земельные доли, указанные выше собственники которых умерли. Поскольку у данных лиц отсутствуют какие-либо наследники, то, истец полагает, что данное имущество считается выморочным и на основании п.2 ст.1151 ГК РФ доля в праве общей долевой собственности на земельный участок переходит в порядке наследования по закону в собственность сельского поселения на территории которого расположен земельный участок. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" просит признать право муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.
Определением Голышмановского районного суда Тюменской области от 27.07.2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена наследница, принявшая наследство после смерти Ш. - дочь Д. (л.д.120-122).
В судебное заседание представитель истца администрации Юрминского сельского поселения при надлежащем извещении не явился. Глава администрации Юрминского поселения Г. направил в суд заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме (л.д.41).
В судебное заседание ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области не явился, надлежаще извещен. В возражениях на исковое заявление представитель Росимущества в Тюменской области Г. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, возражая против удовлетворения исковых требований, пояснила, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку ответчиками по данному иску в отношении земельных долей, наследники которых отсутствуют, должны являться все собственники востребованных земельных долей, поскольку в данном случае затрагиваются их права, а также наследники владельцев невостребованных земельных долей, либо иные лица, претендующие на долю (л.д.131-133).
В судебное заседание соответчик Д. при надлежащем извещении не явилась.
В судебное заседание представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области при надлежащем извещении не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия (л.д.168).
В судебное заседание представитель третьего лица ФГБУ " ... " по Тюменской области при надлежащем извещении не явился. В отзыве на исковое заявление директор филиала ФГБУ " ... " по Тюменской области Ш. просит рассмотреть исковое заявление в их отсутствие, решение по заявленным требованиям принять на усмотрение суда (л.д.35-38).
Судом постановлено вышеуказанное решение, не соглашаясь с которым, ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области за подписью руководителя С. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что надлежащими ответчиками по делу в силу действующего законодательства являются наследники владельцев невостребованных земельных долей, либо иные лица, претендующие на долю. Функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены на Федеральную налоговую службу России и на Росимущество, в связи с чем, если данные невостребованные доли являются выморочным имуществом и Территориальное управление является надлежащим ответчиком, то и принимать в собственность указанные доли должна Российская Федерация, а не администрация Юрминского сельского поселения. При этом данных о принятии налоговыми органами указанных невостребованных земельных долей в адрес ТУ Росимущества в Тюменской области не поступало, Территориальное управление не принимало спорное имущество, оно на сегодняшний день не учитывается в реестре федерального имущества, о том, что указанное имущество является выморочным, ответчик узнал из искового заявления, и после завершения судебного процесса (в случае отмены решения суда) начнет процедуру оформления права Российской Федерации на выморочное имущество.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, а также проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные доли являются невостребованными, поскольку их собственники при жизни не распорядились данным имуществом и не зарегистрировали на него право собственности в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", после смерти собственников земельных долей никто их земельные участки в собственность не принял и не вступил в их наследование, а потому суд пришел к выводу, что истец вправе требовать признания права муниципальной собственности Юрминского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области на вышеуказанные доли.
Данные выводы суда являются правильными, так как они мотивированы, основаны на собранных по делу доказательствах, требованиях действующего законодательства, в связи с чем, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку участники общей долевой собственности на земельный участок не реализовали своего права о распоряжении земельной долей более трех лет, то в силу части 8 статьи 12.1 Федерального закона от N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" это явилось основанием для обращения администрации Юрминского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Статья 12.1 названного Закона определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
Изучив обстоятельства дела и проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении Юрминского сельского поселения Аромашевского муниципального района порядка и условий, предусмотренных Федеральным законом от N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" для признания земельных долей, принадлежавших умершим собственникам, невостребованными и наличии правовых оснований для признания права муниципальной собственности на указанное имущество.
Утверждения апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление Росимущества в Тюменской области является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия признает несостоятельными.
Как закреплено в статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (пункт 2 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2007г. N 281-ФЗ).
С 23 июля 2013 года в законную силу вступила новая редакция пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем данного пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 1151 кодекса, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Поскольку предметом спора выступает, в том числе, выморочное имущество в виде земельных долей, то надлежащим ответчиком в отношении данных долей является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговый орган, осуществляющий учет, оценку и реализацию выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству наделен полномочиями по получению свидетельства о праве на наследство на вымороченное имущество, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29 мая 2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании", на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом; от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Анализируя изложенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, следует, что надлежащим ответчиком по делу о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованных земельных долей является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Тюменской области.
Кроме того, судебная коллегия считает, что привлечение истцом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к участию в деле в качестве ответчика его прав не нарушает, при этом указанным решением на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области какая-либо обязанность не возложена.
При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были. Предприняты все меры по определению наследников, согласно установленной Гражданским кодексом Российской Федерации очередности.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что спорные земельные доли должны перейти исключительно в собственность Российской Федерации, а не в собственность Юрминского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому данные ссылки внимания судебной коллегии не заслуживают.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, предусмотренных действующим законодательством, влекущих отмену постановленного судом решения.
Таким образом, при разрешении дела судом первой инстанции верно установлены юридически значимые обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 16 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, за подписью руководителя С. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.