Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
Председательствующего: Косиловой Е.И.
судей Смоляковой Е.В., Кавка Е.Ю.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, действующего в лице руководителя С. и Свиридюк А.Ф. на решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 21 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования администрации Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Свиридюк Т.С., Свиридюк А.Ф., Сосниной Л.А., Пузыревой Е.В. о признании права муниципальной собственности Кармацкого сельского поселения на земельные доли, признанные невостребованными удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области на невостребованные земельные доли умерших лиц: Свиридюк М.С., Соснина А.В., Степанюк Т.А., Степанюк В.Т. общей площадью " ... " баллогектара сельскохозяйственных угодий на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный на территории Кармацкого сельского поселения, Аромашевского района, Тюменской области".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Смоляковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Истец Администрация Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области о признании права муниципальной собственности Кармацкого сельского поселения на невостребованные земельные доли следующих умерших лиц: Свиридюк В.Ф., Свиридюк М.С., Соснина А.В., Степанюк Т.А., Степанюк В.Т..
Требования мотивированы тем, что указанным лицам были выданы свидетельства о праве собственности на земельные паи с оценкой " ... " баллогектаров в праве общей долевой собственности, право собственности указанных умерших лиц на земельные паи не зарегистрировано. Администрацией, в соответствии со ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", был составлен список невостребованных земельных долей и определен день проведения общего собрания участников долевой собственности. Список и сообщение о собрании опубликовано в газете " ... " в номере " ... " от " ... " года, а также размещен на информационных щитах, расположенных на территории Кармацкого сельского поселения. Возражений от наследников указанных лиц в установленный срок, не поступило, общее собрание собственников земельных долей, назначенное на " ... " года, не состоялось. Список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными, был утвержден, в который также были включены земельные доли, указанные выше собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из Наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от Наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все Наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что Отказывается в пользу другого наследника. Просит признать право муниципальной собственности Кармацкого сельского поселения на невостребованные земельные доли указанных умерших лиц общей площадью " ... " баллогектаров сельскохозяйственных угодий на земельный участок с кадастровым номером: " ... ", расположенный на территории Кармацкого сельского поселения Аромашевского района.
Определением Голышмановского районного суда Тюменской области от 03.08.2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены наследники, принявшие наследство после смерти Свиридюк В.Ф., Свиридюк М.С., Соснина А.В., Степанюк В.Т, - Свиридюк А.А., Свиридюк А.Ф., Соснина Л.А., Пузырева Е.В..
В связи со смертью привлеченного в качестве соответчика Свиридюк А.А., определением суда от 04.09.2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена его жена Свиридюк Т.С..
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились ответчики ТУ Росимущества в Тюменской области и Свиридюк А.Ф.
В апелляционной жалобе руководитель Управления просит об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований администрации в полном объеме.
В доводах апелляционной жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Считает, что ТУ Росимущества в Тюменской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку таковыми в силу действующего законодательства признаются собственники востребованных земельных долей, а также наследники владельцев невостребованных земельных долей, что подтверждается Постановлением ФАС Центрального округа от 26.12.2013г. по делу N А35-282/2013.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что спорные невостребованные земельные доли являются выморочным имуществом, в связи, с чем данное имущество должно поступить в собственность Российской Федерации, а не в собственность муниципального образования.
В апелляционной жалобе ответчик Свиридюк А.Ф. просит решение суда отменить в части признания права муниципальной собственности Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области на земельную долю умершей Свиридюк М.С. и прекратить производство по делу. С решением суда не согласен, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Обращает внимание на то, что он является сыном умершей Свиридюк М.С., наследником первой очереди имущества, которое состоит из земельной доли площадью " ... " га, находящийся в общей долевой собственности СПК " ... " Аромашевского района Тюменской области, при этом ссылается на ч.1 ст.1142 ГК РФ. Отмечает в жалобе, что " ... " года им получено свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которого он принял наследство на указанную земельную долю, зарегистрировал право собственности на указанный земельный участок. Указывает, что " ... " года он не смог принять участие в судебном заседании, поскольку находился в отъезде, вернулся " ... " года. При этом, обращает внимание на то, что в момент вынесения судом решения он являлся собственником спорного земельного участка. В жалобе ссылается на ст. 12.1. Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционных жалоб, материалы дела, а также проверив решение в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены решения суда в части.
Удовлетворяя требования администрации Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные доли являются невостребованными, поскольку их собственники при жизни не распорядились данным имуществом и не зарегистрировали на него право собственности в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а потому суд пришел к выводу, что истец вправе требовать признания права муниципальной собственности Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области на вышеуказанные доли.
Данные выводы суда являются правильными, так как они мотивированы, основаны на собранных по делу доказательствах, требованиях действующего законодательства, в связи, с чем оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку участники общей долевой собственности на земельный участок не реализовали своего права о распоряжении земельной долей более трех лет, то в силу части 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" это явилось основанием для обращения администрации Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Статья 12.1 названного Закона определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Утверждения апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление Росимущества в Тюменской области является ненадлежащим ответчиком по делу, а надлежащими должны быть собственники востребованных земельных долей, а также наследники владельцев невостребованных земельных долей, судебная коллегия признает несостоятельными.
Как закреплено в статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (пункт 2 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2007г. N 281-ФЗ).
С 23 июля 2013 года в законную силу вступила новая редакция пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем данного пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 1151 кодекса, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят.
Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432).
Согласно п. 50 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Поскольку предметом спора выступает, в том числе, выморочное имущество в виде земельных долей, надлежащим ответчиком в отношении данных долей является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.
Анализируя изложенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованных земельных долей является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Тюменской области.
Кроме того, судебная коллегия считает, что привлечение истцом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к участию в деле в качестве ответчика его прав не нарушает. Указанным решением на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области какая-либо обязанность не возложена.
При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были.
Истцом предприняты все меры по установлению наследников, согласно установленной Гражданским кодексом РФ очередности. Факт отсутствия наследников, принявших наследство после смерти указанных лиц, подтвержден исследованными доказательствами, что позволяет признать принадлежавшие им земельные доли невостребованными при соблюдении установленной ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" процедуры, и влечет признание права муниципальной собственности на эти доли.
С мотивами, приведенными в обоснование данных выводов суда, судебная коллегия согласна, поскольку они не противоречат обстоятельствам настоящего дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылки апелляционной жалобы ТУ Росимущества на то, что спорные земельные доли должны перейти исключительно в собственность Российской Федерации, а не в собственность Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому данные ссылки внимания судебной коллегии не заслуживают.
В апелляционной жалобе ответчика ТУ Росимущества не приведено доводов, предусмотренных действующим законодательством, влекущих отмену постановленного судом решения в части данного ответчика. Судом первой инстанции, верно, установлены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика Свиридюка А.Ф.
Удовлетворяя исковые требования в части земельной доли умершей Свиридюк М.С. суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что из положений п. 2 ст. 12.1 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует прямой запрет на признание по указанному в ней основанию невостребованными земельных долей при наличии наследника, принявшего наследство.
На основании ответа нотариуса Б. от " ... " г. наследником принявшим наследство умершей Свиридюк М.С. является её сын Свиридюк А.Д.
Согласно ст. 1114, ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса Российской Федерации не следует иное.
Наследник, принявший хотя бы часть наследственного имущества после смерти собственников земельных долей, является принявшим наследство, в том числе и земельные доли, что согласуется с положениями п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от " ... " г. Свиридюку А.Ф. на основании свидетельства о праве на наследство по закону серия " ... " N " ... " от " ... " г. принадлежит на праве общей долевой собственности (земельная доля с оценкой " ... " баллогектаров, площадью " ... ") земельный участок, кадастровый номер " ... ", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение с/ производства, площадь " ... " кв.м., по адресу: Тюменская область, Аромашевский район, Кармацкая сельская администрация.
Таким образом, решение в части удовлетворения искового требования в отношении ответчика Свиридюка А.Ф. нельзя признать законным, в данной части решение подлежит отмене. Право муниципальной собственности Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области подлежит признанию на невостребованные земельные доли умерших лиц: Соснина А.В., Степанюк Т.А., Степанюк В.Т. общей площадью " ... " баллогектара сельскохозяйственных угодий на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный на территории Кармацкого сельского поселения, Аромашевского района, Тюменской области".
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 21 сентября 2015 года отменить в части удовлетворения требований к ответчику Свиридюку А.Ф., принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изложить резолютивную часть в следующей редакции.
"Исковые требования администрации Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Свиридюк Т.С., Свиридюку А.Ф., Сосниной Л.А., Пузыревой Е.В. о признании права муниципальной собственности Кармацкого сельского поселения на земельные доли, признанные невостребованными удовлетворить частично.
Признать право муниципальной собственности Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области на невостребованные земельные доли умерших лиц: Соснина А.В., Степанюк Т.А., Степанюк В.Т. общей площадью " ... " баллогектара сельскохозяйственных угодий на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный на территории Кармацкого сельского поселения, Аромашевского района, Тюменской области".
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.