Судья Костромского областного суда Шагабутдинов А.А. рассмотрел в судебном заседании жалобу Голубевой Л.Н. на постановление судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 27 ноября 2015 года, вынесенное в отношении Голубевой Л.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Огласив жалобу, заслушав Голубеву Л.Н., представителей Верхневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Киселева О.Р., Цветкова С.В., выступающих на основании доверенностей,
установил:
6 июля 2015 года главным специалистом - экспертом отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Верхневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по данным, указывающим на наличие события административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.38 и 8.33 КоАП РФ, при сбросе в водный объект р. Куекша сточных вод (л.д. 20).
6 октября 2015 года государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Верхневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в отношении Голубевой Л.Н. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Голубева Л.Н., как должностное лицо - "данные изъяты" частного учреждения "Санаторий "Щелыково" Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации", - 6 июля 2015 года допустила сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод в рыбохозяйственный водоем левый берег р. Куекша в пос. Щелыково Островского района Костромской области из очистных сооружений, находящихся в оперативном управлении частного учреждения "Санаторий "Щелыково", что повлекло возможность массовой гибели рыбы, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.38 КоАП РФ (л.д. 144-145).
Определением от 6 октября 2015 года старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Верхневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству протокол об административном правонарушении с материалами дела в отношении Голубевой Л.Н. передан в Димитровский районный суд г. Костромы для рассмотрения по подведомственности, с указанием на то, что по данному делу проводилось административное расследование (л.д. 148).
27 ноября 2015 года постановлением судьи Димитровского районного суда г. Костромы Голубева Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе Голубева Л.Н. просит об отмене постановления судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 27 ноября 2015 года, считая его незаконным.
Проверив материалы и обстоятельства дела, исходя из положений ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом, нахожу, что постановление судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 27 ноября 2015 года подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8.38 КоАП РФ производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.38 названного Кодекса, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В ч. 2 ст. 23.27 КоАП РФ перечислены должностные лица, которые вправе от имени этого органа рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.38 названного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.38 данного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ определение об этом выносится в случае необходимости назначить административное наказание, назначение которого отнесено к исключительной компетенции судьи.
Санкцией ст. 8.38 КоАП РФ для должностных лиц установлена ответственность в виде административного штрафа.
В силу абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно правовой позиции, выраженной в подп. "в" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
По смыслу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость, в том числе, от возможности назначения того вида административного наказания, назначение которого отнесено к исключительной компетенции судей.
Исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и позиции, изложенной в названном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.38 КоАП РФ, совершенных должностными лицами, уполномочен рассматривать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, поскольку законом установлен единственный вид административного наказания, применяемый к должностному лицу, - административный штраф, - назначение которого находится в компетенции соответствующего должностного лица административного органа.
Поскольку передача таких дел на рассмотрение судье для применения более строгой меры наказания недопустима, то оснований для отнесения их к исключительной компетенции судей нет.
Таким образом, правила подведомственности при рассмотрении дела судьей нарушены.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение. Аналогичное определение выносится, если данное обстоятельство установлено при рассмотрении дела по существу (п. 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).
Данные требования закона судом при рассмотрении настоящего дела не были выполнены.
Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах постановление судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 27 ноября 2015 года, вынесенное в отношении Голубевой Л.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ, подлежит отмене, а протокол об административном правонарушении и другие материалы дела направлению в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Верхневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 27 ноября 2015 года, вынесенное в отношении Голубевой Л.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить дело на рассмотрение по подведомственности в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Верхневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Судья ___________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.