Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Михеева О.С.
Тамарова Ю.П.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного ответчика Носова М.Е. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 21 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
установила:
федеральное казённое учреждение "Исправительная колония N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее также - ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Носова М.Е., освобождаемого из мест лишения свободы, сроком три года с административными ограничениями, в соответствии с которыми запрещается пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время с 22.00 до 06.00 часов, за исключением работы в ночное время суток, а также обязывается являться для регистрации два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (л.д. 1-2).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 21 сентября 2015 г. административный иск начальника ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия об установлении административного надзора в отношении Носова М.Е., освобождаемого из мест лишения свободы, удовлетворён.
Суд установилв отношении Носова М.Е., освобождаемого из мест лишения свободы, административный надзор на срок погашения судимости - три года, исчисляемый со дня постановки поднадзорного лица на учёт в органах внутренних дел по избранному месту жительства или месту пребывания.
Суд установилв отношении поднадзорного лица на период административного надзора следующие административные ограничения:
Запрещение покидать свое место жительства в ночное время с 22-00 до 06-00 часов, кроме работы в ночное время;
обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Суд возложил на орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений.
Суд предупредил поднадзорное лицо об административной ответственности, предусмотренной статьёй 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Суд предупредил поднадзорное лицо об уголовной ответственности, предусмотренной статьёй 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неприбытие без уважительных причин к избранному им месту жительства или пребывания, самовольное оставление места жительства или пребывания, совершённые в целях уклонения от административного надзора (л.д. 63-67).
В апелляционной жалобе Носов М.Е. просил решение суда отменить, ссылаясь, по сути, на его незаконность (л.д. 80).
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Лисюшкин С.В. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения (л.д. 85).
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия и административный ответчик Петров А.В., освобождённый из мест лишения свободы не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Межевова Ю.В. в заключении полагала, что резолютивная часть решение суда подлежит изменению, путём исключения в административном ограничении указание на работу в ночное время, а также путём исключения излишних разъяснений.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Носов М.Е. на основании приговора Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 08 июля 2014 г. осуждён за совершения преступления, предусмотренного частью второй статьи 313 Уголовного кодекса Российской Федерации, и с применением статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации частично присоединено не отбытое наказание по приговорам Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 21 марта 2012 г. и от 15 июня 2012 г., назначенного постановлением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 13 июня 2013 г., окончательно определено отбытие наказание в виде одного года пяти месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Согласно приговору суда преступление совершено Носовым М.Е. при рецидиве преступлений.
Срок отбытия осужденным Носовым М.Е. истёк 07 декабря 2015 г.
25 февраля 2014 г. Носов М.Е. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В период отбывания наказания Носов М.Е. неоднократно допускал нарушение режима содержания, характеризовался администрацией колонии отрицательно, поощрений не имел.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости установления административного надзора в отношении Носова М.Е. является верным.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Пунктом 1 части 3 данной статьи установлено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу части третьей статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное частью второй статьи 313 Уголовного кодекса Российской Федерации признаётся преступлением средней тяжести.
На основании пункта "в" части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов, действовавших до Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 218-ФЗ) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за преступления средней тяжести, - по истечении трёх лет после отбытия наказания.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Срок административного надзора и виды административных ограничений, установленных в отношении Носова М.Е., определены в соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Срок административного надзора и виды административных ограничений установлены с учётом личности административного ответчика, характеризующегося по месту отбывания наказания отрицательно и многократно привлекавшегося к дисциплинарной ответственности, а также характера и степени общественной опасности совершённого им преступления.
Административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным, при этом установленное количество явок с учётом обстоятельств дела является разумным.
Установление остальных административных ограничений направлено для предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Об установлении других административных ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 4 Федерального закона, административный истец суд не просил, и оснований для их установления при рассмотрении дела в суде не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, отклоняются по вышеуказанным основаниям.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Вместе с тем, устанавливая срок административного надзора, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона, суд первой инстанции установилсрок погашения судимости - три года, исчисляемый со дня постановки поднадзорного лица на учёт в органах внутренних дел по избранному месту жительства или месту пребывания.
При этом не указал течение данного срока.
Также, устанавливая административное ограничение, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона, суд первой инстанции установилв отношении поднадзорного лица запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток, за исключением работы в ночное время.
Однако на работу в ночное время суток административный ответчик, освобождаемый из мест лишения свободы, в суде не ссылался, и установление судом указанного исключения из такого запрета нельзя признать обоснованным.
При этом в соответствии с положениями пункта 6 части 3 статьи 12 Федерального закона необходимость решения поименованных в настоящем пункте вопросов при трудоустройстве может послужить основанием для дачи органом внутренних дел разрешения поднадзорному лицу на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица.
Кроме того, в силу положений части 3 статьи 4 Федерального закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учётом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения.
Следовательно, решение суда в этой части носит противоречивый характер, является незаконным и подлежит соответствующему изменению.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции возложил на орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений. Суд предупредил поднадзорное лицо об административной и уголовной ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение своих обязанностей. На это указано в резолютивной части решения суда.
Между тем таких требований к содержанию резолютивной части решения суда по делу об административном надзоре закон не устанавливал (статья 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, утратившая силу с 15 сентября 2015 г.) и не устанавливает (статья 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, введённого в действие с 15 сентября 2015 г.).
Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений осуществляется органом внутренних дел в силу прямого указания закона (статья 8 Федерального закона).
Обязанность предупреждения поднадзорного лица об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение своих обязанностей возложена на органы внутренних дел (пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона).
Эти указания в резолютивной части решения суда излишни и решение суда в этой части подлежит соответствующему изменению.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции указал в резолютивной части на удовлетворение заявления начальника исправительного учреждения об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
Между тем, исходя из положений статьи 6 Федерального закона, статьи 261.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, утратившей силу с 15 сентября 2015 г., и статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, введённого в действие с 15 сентября 2015 г., по делам об установлении административного надзора в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, заявителями являлись и административными истцами являются исправительные учреждения.
В связи с этим подлежит удовлетворению заявление исправительного учреждения, а не его начальника, и решение суда в этой части подлежит соответствующему изменению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 21 сентября 2015 г. изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Административное исковое заявление федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" об установлении административного надзора в отношении Носова ФИО10, освобождаемого из мест лишения свободы, удовлетворить.
Установить в отношении Носова ФИО11, освобождаемого из мест лишения свободы, административный надзор сроком на три года, исчисляемым со дня постановки поднадзорного лица на учёт в органах внутренних дел по избранному месту жительства или месту пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении поднадзорного лица в течение срока административного надзора следующие административные ограничения:
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток - промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени;
обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи О.С. Михеев
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.