Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Фатеевой Л.В., Алдошиной В.В.,
при секретаре Шаталиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Хахалина В.И. на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 6 октября 2015 года по иску Хахалина В.И. к главе администрации муниципального образования город Ефремов Балтабаеву С.Г., администрации муниципального образования город Ефремов, финансовому управлению администрации муниципального образования город Ефремов, государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области" об оспаривании отказа исполняющего главы администрации муниципального образования город Ефремов в восстановлении пенсии за выслугу лет муниципальной службы, возложении обязанности восстановить выплату пенсии за выслугу лет муниципальной службы, произвести перерасчет ежемесячного размера пенсии за выслугу лет с учетом повышения денежного содержания муниципальных служащих и выплатить недополученную пенсию за выслугу лет, возложении обязанности применения действующего законодательства при перерасчете пенсии за выслугу лет, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
установила:
Хахалин В.И. обратился в суд с иском к главе администрации муниципального образования город Ефремов Балтабаеву Сергею Григорьевичу, администрации муниципального образования город Ефремов, финансовому управлению администрации муниципального образования город Ефремов, государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области" об оспаривании отказа исполняющего главы администрации муниципального образования город Ефремов в восстановлении пенсии за выслугу лет муниципальной службы, возложении обязанности восстановить выплату пенсии за выслугу лет муниципальной службы, произвести перерасчет ежемесячного размера пенсии за выслугу лет с учетом повышения денежного содержания муниципальных служащих и выплатить недополученную пенсию за выслугу лет, возложении обязанности применения действующего законодательства при перерасчете пенсии за выслугу лет, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что с 1 апреля 2006 года получает пенсию за выслугу лет муниципальной службы в соответствии с Законом Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области".
Распоряжением председателя Ефремовского комитета социальной защиты населения от 5 апреля 2006 года N 4 определен размер его ежемесячной пенсии за выслугу лет в сумме 2998 рублей 37 копеек пожизненно, при этом в тексте распоряжения не содержится сведений о том, что размер установленной ему пенсии за выслугу лет может быть снижен, либо выплата указанной суммы ограничена каким-то сроком или событием.
Законом Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" при его издании, наряду с основаниями перерасчета, влекущими повышение размера пенсий за выслугу лет, было введено в пункте 1 статьи 9 основание перерасчета, противоречащее нормам федерального законодательства о пенсионном обеспечении, что привело, по его мнению, к систематическому понижению размера пенсии за выслугу лет и ухудшило положение муниципальных пенсионеров.
Пунктом 1 статьи 9 указанного Закона Тульской области было установлено, что перерасчет пенсии за выслугу лет осуществляется при повышении размера базовой и страховой частей трудовой пенсии, с учетом которой определяется размер пенсии за выслугу лет. С учетом требований федерального и регионального законодательств о том, что общая сумма трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет при назначении и перерасчете не может превышать 75%, в целях сохранения этого баланса, каждый раз, когда государством повышался размер базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, органом социальной защиты населения на эту же сумму уменьшался размер пенсий за выслугу лет, в связи с чем, реально, общий размер пенсионных выплат бывшим муниципальным служащим при повышении ежегодно государством размера трудовых пенсий по старости не увеличивался.
Такой подход к исполнению законов о пенсионном обеспечении считает недопустимым, поскольку это противоречит нормам федеральных законов, в которых не содержится никаких требований и рекомендаций к понижению назначенного бессрочно (пожизненно) размера пенсии за выслугу лет в случае повышения государством размера трудовой (страховой) пенсии по старости.
Полагал, что Законом Тульской области от 6 февраля 2010 года N 1404-ЗТО "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тульской области по вопросам пенсионного обеспечения" основание перерасчета пенсии за выслугу лет, противоречащее федеральным законам, в частности Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", из статьи 9 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" было исключено, в связи с чем, по его мнению, Закон Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" фактически признал вышеуказанное основание перерасчета пенсии за выслугу лет недействительным и не подлежащим применению.
Соответственно Законе Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" с 1 января 2010 года и по настоящее время содержатся только основания перерасчета пенсии за выслугу лет, влекущие повышение её размера.
Считал, что в связи с изменениями, внесенными в статью 9 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области", в соответствии с нормами федерального законодательства о пенсионном обеспечении и пункта 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации Ефремовский комитет социальной защиты населения уже в 2010 году обязан был восстановить муниципальным пенсионерам размер пенсий за выслугу лет со дня их назначения и произвести перерасчет этих пенсий в целях возврата незаконно удержанных сумм, но этого сделано не было.
Более того, изъятое в 2010 году из законодательства Тульской области основание перерасчета пенсий за выслугу лет, противоречащее нормам федерального законодательства о пенсионном обеспечении, применяется в отношении муниципальных пенсионеров муниципального образования Ефремовский район и до настоящего времени, поскольку положения статей 5 и 7 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области", с учетом которых осуществляется перерасчет, воспринимаются как самостоятельное основание перерасчета пенсий за выслугу лет.
В результате ненадлежащего исполнения законов о пенсионном обеспечении муниципальных служащих у истца на протяжении многих лет и до настоящего времени систематически и необоснованно по основаниям, не предусмотренным федеральными законами о пенсионном обеспечении и Законом Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области", изымается часть причитающейся ему пенсии за выслугу лет, что привело к тому, что назначенная в 2006 году пожизненно пенсия за выслугу лет в размере 2 998 рублей 37 копеек, которая периодически могла только возрастать в связи с ее перерасчетом при повышении денежного содержания муниципальных служащих, в настоящее время составляет 60 рублей в месяц.
Нормы федерального и регионального законов, ограничивающих общий размер пенсионных выплат, действуют лишь для определения размера пенсии за выслугу лет при ее назначении, о чем прямо указано в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также при перерасчете размера пенсии за выслугу лет по основаниям, влекущим ее повышение, что предусмотрено пунктом 1 статьи 9 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" (в редакции от 6 февраля 2010 года), пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и не противоречит требованиям пункта 3 статьи 14 и пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона.
Полагает, что имеет все предусмотренные законом основания для восстановления размера его пенсии за выслугу лет со дня её назначения и последующего перерасчета в связи с повышением денежного содержания муниципальных служащих по занимаемой им должности, поэтому обратился 5 июня 2015 года с письменным заявлением к главе администрации муниципального образования город Ефремов о восстановлении и перерасчете пенсии за выслугу лет, однако получил отказ.
Считает, что данным отказом администрация муниципального образования город Ефремов нарушила его гарантированное Конституцией Российской Федерации право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством, тем самым причинила ему нравственные страдания, которые не способствуют его физическому здоровью, и с учетом степени причиненных ему страданий оценивает моральный вред в сумме " ... "
Просит признать необоснованным отказ исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования город Ефремов в восстановлении пенсии за выслугу лет муниципальной службы в размере " ... " ежемесячно; обязать главу администрации муниципального образования город Ефремов Балтабаева С.Г. и администрацию муниципального образования город Ефремов восстановить выплату пенсии за выслугу лет муниципальной службы в размере " ... " ежемесячно со дня ее установления; произвести перерасчет ежемесячного размера пенсии за выслугу лет с учетом повышения денежного содержания муниципальных служащих за весь период со дня установления пенсии за выслугу лет и выплатить ему денежную сумму не полученной пенсии за выслугу лет за весь период со дня её установления и по настоящее время; обязать администрацию муниципального образования город Ефремов при перерасчете ему пенсии за выслугу лет применить нормы пункта 1 статьи 9 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" (в редакции Закона Тульской области от 6 февраля 2010 года N 1404-ЗТО) и действующего федерального законодательства: Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ); пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием законодательства о страховых пенсиях"; взыскать с финансового управления муниципального образования город Ефремов в его пользу в качестве компенсации морального вреда " ... "
В судебном заседании истец Хахалин В.И. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчиков - главы администрации муниципального образования город Ефремов Тульской области Балтабаева С.Г., и финансового управления администрации муниципального образования город Ефремов Тульской области, согласно доверенностям Маркова В.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области, согласно доверенности Денисова Е.В. в судебном заседании также не признала исковые требования истца и просила отказать в их удовлетворении.
6 октября 2015 года Ефремовским районным судом Тульской области постановлено решение, которым Хахалину В.И. отказано в удовлетворении его исковых требований.
В апелляционной жалобе Хахалин В.И. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Хахалина В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего решение суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 марта 2006 года администрацией муниципального образования Ефремовский район Тульской области принято решение о назначении Хахалину В.И., как лицу, замещавшему должность главы администрации Октябрьского сельского округа муниципального образования Ефремовский район, исходя из стажа по замещению муниципальной должности 24 года, пенсии за выслугу лет.
5 апреля 2006 года Ефремовским комитетом социальной защиты населения в соответствии со статьей 5 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" истцу была определена общая сумма пенсии за выслугу лет, базовая и страховая части трудовой пенсии по старости с учетом ежемесячной доплаты в размере " ... ", что составляло 72 % среднемесячного заработка, учитываемого для назначения пенсии за выслугу лет, и была определена пенсия за выслугу лет в размере " ... " с 1 апреля 2006 года пожизненно.
Размер пенсии за выслугу лет в отношении Хахалина В.И. изменялся и с 12 февраля 2015 года сумма пенсии за выслугу лет составила " ... "
5 июня 2015 года истец обратился с заявлением к главе администрации муниципального образования город Ефремов по вопросу восстановления пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему, однако получил отказ по мотиву того, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет произведен в соответствии с Законом Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области".
Согласно пунктам "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти, и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 2марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
В целом положения Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В Тульской области правоотношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области за счет средств бюджета области и местных бюджетов соответственно, регламентированы Законом Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области".
В силу пункта 1 статьи 9 Закона Тульской области от 25июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" (в редакции от 7 октября 2009 года) перерасчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется при повышении в централизованном порядке денежного содержания государственных гражданских (муниципальных) служащих, при изменении стажа государственной гражданской (муниципальной) службы и размера денежного содержания, в случае замещения должностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 настоящего Закона, или при повышении размера базовой и страховой частей трудовой пенсии, с учетом которой определяется размер пенсии за выслугу лет.
Законом Тульской области от 6 февраля 2010 года N 1404-ЗТО внесены изменения в пункт 1 статьи 9 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области", согласно которым перерасчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется при повышении в централизованном порядке денежного содержания государственных гражданских (муниципальных) служащих, при изменении стажа государственной гражданской (муниципальной) службы и размера денежного содержания, в случае замещения должностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 настоящего Закона, с учетом положений, предусмотренных статьями 5 и 7 настоящего Закона.
Статьей 5 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" регламентировано, что пенсия за выслугу лет назначается государственным гражданским (муниципальным) служащим при наличии стажа государственной гражданской (муниципальной) службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского (муниципального) служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", с учетом ежемесячной выплаты, установленной к пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". За каждый полный год стажа государственной гражданской (муниципальной) службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского (муниципального) служащего. Лицу, получающему две пенсии, при определении размера пенсии за выслугу лет учитывается их общая сумма. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктами 1 - 3 настоящей статьи, не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер доли страховой пенсии, установленной и исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", а также суммы повышений размеров страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, восстановлении выплаты указанной пенсии или назначении указанной пенсии вновь после отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости.
Статьей 7 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" установлено, что размер пенсии за выслугу лет государственным гражданским (муниципальным) служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за расчетный период - последние 12 полных месяцев государственной гражданской (муниципальной) службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О страховых пенсиях", по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии за выслугу лет. Если в расчетном периоде произошло повышение (увеличение) в централизованном порядке денежного содержания, среднемесячный заработок за весь расчетный период рассчитывается с учетом повышения (увеличения) денежного содержания. Размер среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада, установленного государственному гражданскому (муниципальному) служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации. При замещении государственным гражданским (муниципальным) служащим в расчетном периоде различных должностей государственной гражданской (муниципальной) службы ограничение размера среднемесячного заработка производится исходя из 2,3 среднемесячного должностного оклада. Состав денежного содержания для исчисления пенсии за выслугу лет определяется в соответствии с законами области. Порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, устанавливается правительством Тульской области.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер доли страховой пенсии, установленной и исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", а также суммы повышений размеров страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, восстановлении выплаты указанной пенсии или назначении указанной пенсии вновь после отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации (часть 1). Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором-пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (часть 2).
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (часть 1). Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (часть 2).
Суд первой инстанции верно указал, что из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответственно. Средствами бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета распоряжаются исключительно субъект Российской Федерации и органы местного самоуправления соответственно. Определение размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления соответственно. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих своего муниципального образования соответственно.
Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов - субъекта Российской Федерации и муниципальных образований соответственно, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10 октября 2013 года N 1591-О органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей и пришёл к выводу о том, что финансирование доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим. Решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Следовательно, внесение изменений в пункт 1 статьи 9 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области", учитывая дополнительный характер такой пенсии, не свидетельствует об ухудшении положения истца, так как правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств субъекта Российской Федерации и местного бюджета, отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В обоснование своей правовой позиции истец в процессе рассмотрения дела ссылался на то, что в отношении него при расчете пенсии за выслугу лет не подлежит применению Закон Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области", а подлежит применению статья 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку Законом Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" не урегулирован вопрос перерасчета пенсии за выслугу лет, в связи с чем в силу пункта 5 статьи 12 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" подлежит применению Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данными доводами, поскольку Законом Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" четко регламентирован вопрос перерасчета пенсии за выслугу лет статьей 9 с учетом положений статей 5 и 7 данного Закона Тульской области, в данной норме, как раз и определены условия и порядок такого перерасчета пенсии за выслугу лет.
Статья 12 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" утратила силу в связи с принятием Закона Тульской области от 13 июля 2015 года 2327-ЗТО "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тульской области".
Помимо этого, именно законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления определяются условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, что прямо закреплено пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), и на территории Тульской области это урегулировано Законом Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области".
Установив, что действия администрации муниципального образования город Ефремов (ранее - Ефремовский район) по перерасчету Хахалину В.И. размера ранее назначенной пенсии за выслугу лет являются законными, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для признания незаконным перерасчета пенсии за выслугу лет и возложении обязанности по выплате истцу пенсии в прежнем размере, восстановления пенсии за выслугу лет в определенном 5 апреля 2006 года Ефремовским комитетом социальной защиты населения размере - 2 998 рублей 37 копеек или в большем размере, отказав Хахалину В.И. в удовлетворении его исковых требований.
Разрешая исковые требования Хахалина А.В. о взыскании компенсации морального вреда, суд, верно исходил из положений части 1 статьи 151, части 2 статьи 1099, статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", регламентирующих, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя, а исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Не установив в процессе рассмотрения настоящего дела каких-либо виновных действий со стороны ответчиков, суд совершенно обоснованно отказал истцу в удовлетворении его исковых требований о компенсации морального вреда.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеет прямое отношение к пенсии за выслугу лет, назначенной истцу, по мнению судебной коллегии являются необоснованными, поскольку приведенная правовая норма не регулирует вопросы назначения пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) лицам, замещавшим муниципальные должности Тульской области и должности муниципальной службы.
Иные доводы апелляционной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с действующим Законом Тульской области от 25 июля 2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области", регулирующим, том числе вопросы перерасчета размера пенсии за выслугу лет, и действующим на территории Тульской области и, по мнению судебной коллегии, правового значения не имеют, основаны на неправильном толковании норм закона. Всем им была дана оценка в решении суда первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Хахалина В.И.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ефремовского районного суда Тульской области от 6 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хахалина В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.