Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 14 января 2016 г. по делу N 33а-14/2016
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Гордиенко Ю.А., судей - Гордеевой Е.О. и Дуняшина О.О., при секретаре Мункуевой Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Новосельцева В.А. об оспаривании действий начальника " ... " отдела федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - " ... " отдел ФГКУ " -регионжильё" МО РФ), связанных с отказом в расторжении договора социального найма жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя административного истца - адвоката Непианиди И.И. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 29 октября 2015 года
Заслушав доклад судьи Дуняшина О.О., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления административного истца Новосельцева В.А., его представителя - адвоката Непианиди И.И. в поддержание доводов жалобы, а также представителя административного ответчика - ФГКУ " -регионжильё" МО РФ - Кудрявцева А.А., полагавшего необходимым судебное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
как следует из заявления, Новосельцев с 1 декабря 2010 года подлежал увольнению с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
26 ноября 2012 года Новосельцев, будучи признанным нуждающимся с составом семьи из 3 человек в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, получил жилое помещение по избранному им месту жительства в " ... ", общей площадью 00 кв.м ... 3 апреля 2013 года административным истцом был заключён договор социального найма и произведена доплата превышения нормы, предоставляемого жилого помещения.
23 июня 2015 года Новосельцев заключил новый контракт о прохождении военной службы и обратился к начальнику " ... " отдела ФГКУ " -регионжильё" МО РФ с заявлением о расторжении договора социального найма, однако указанный договор был оставлен в силе.
Считая свои права нарушенными, Новосельцев просил суд обязать начальника " ... " отдела ФГКУ " -регионжильё" МО РФ расторгнуть с ним договор социального найма в связи с выездом административного истца и членов его семьи в другое место жительства по месту прохождения военной службы.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 29 октября 2015 года в удовлетворении заявления Новосельцева отказано.
В апелляционной жалобе Непианиди просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, приводя в обоснование своих требований следующее.
Так, автор жалобы отмечает, что в связи с заключением нового контракта о прохождении военной службы и последующим назначением на воинскую должность Новосельцев переехал с семьёй в " ... " для прохождения военной службы, поэтому необходимость в жилом помещении, которое было распределено последнему в " ... " отпала. Поскольку административный истец вместе со своей семьёй выехал из спорного жилого помещения и не проживает в нём, договор социального найма должен считаться расторгнутым со дня его выезда из жилого помещения.
Ссылаясь на жилищное законодательство, считает, что договор социального найма может быть расторгнут по соглашению сторон в установленном законом порядке в любое время.
Отмечает, что 28 апреля 2015 года между административным истцом и " ... " отделом ФГКУ " -регионжильё" МО РФ было заключено соглашение о расторжение договора социального найма, между тем, сообщением административного ответчика от 27 августа 2015 года указанное соглашение признано недействительным, что, по мнению автора жалобы, является нарушением законных прав и интересов Новосельцева.
Более того, Непианиди полагает, что Новосельцев не имел право на получение жилья в избранном месте жительства, так как он не был уволен и исключён из списков личного состава части, в связи с чем, административный истец и просил расторгнуть с ним договор социального найма, поскольку его действия могли быть расценены как мошенничество.
Начальник ФГКУ " -регионжильё" МО РФ, начальник " ... " отдела ФГКУ " -регионжильё" МО РФ и руководитель ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не прибыли.
В соответствии с положениями ст. 150 и 306 КАС РФ Восточно-Сибирский окружной военный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая1998 года N76-ФЗ).
В частности, вопросы, связанные с обеспечением указанной категории граждан жилыми помещениями, урегулированы в статьях 15 и 15.1 названного Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В части 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В части 18 названной федеральной нормы предусмотрено, что право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Как следует из материалов административного дела, Новосельцев подлежал увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в декабре 2010 года после получения жилья по избранному месту жительства.
Извещением о распределении жилого помещения от 26 ноября 2012 года "N" административному истцу на состав семьи из трёх человек распределено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: " ... ", общей площадью 00 кв. метра.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона " ... " от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в " ... "", учетная норма площади жилого помещения на одного человека в " ... " равна 9 кв. метрам общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах. Данный Закон свидетельствует о том, что Новосельцев обеспечен жилым помещением по установленным нормам.
Из копии договора социального найма жилого помещения от 3 апреля 2013 года "N" следует, что Новосельцеву и членам его семьи представлено жилое помещение, расположенной по адресу: " ... ".
Указанные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что государство свои обязательства перед Новосельцевым по обеспечению его жилым помещением по избранному месту жительства выполнило.
В связи с вышеизложенным довод жалобы о том, что Новосельцев не имел право на получение жилья в избранном месте жительства, является не состоятельным.
Рассматривая доводы жалобы о незаконности отказа административного ответчика добровольно расторгнуть договор социального найма жилого помещения в связи с выездом нанимателя и членов его семьи в другое место жительства, окружной военный суд приходит к следующему.
Нормой, закрепленной в ч. 3 ст. 83 ЖК РФ, предусмотрено право нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) на одностороннее расторжение договора социального найма и определен момент его расторжения. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительство договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
23 июня 2015 года Министерством обороны РФ с Новосельцевым заключён новый контракт о прохождении военной службы, и он направлен для дальнейшего прохождения военной службы в " ... ".
Вместе с тем, поскольку Новосельцев был обеспечен жилым помещением в " ... " в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона от 27 мая1998 года N76-ФЗ, дальнейшее прохождение им военной службы (решение принято воинскими должностными лицами), не влечёт обязанность освобождения представленного по договору социального найма жилого помещения и не препятствует его владению, пользованию и последующей реализации. Более того, выезд из жилого помещения, находящегося в " ... ", носит временный характер.
Также необходимо учитывать и то, что поскольку государство гарантирует обеспечение жилым помещением военнослужащего и право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства только один раз, расторжение по волеизъявлению Новосельцева договора социального найма жилого помещения в дальнейшем может повлечь негативные для него последствия при возникновении в дальнейшем вопроса об обеспечении его и членов семьи жилым помещением после увольнения с военной службы.
Таким образом, в данном конкретном случае окружной военный суд находит законным отказ начальника " ... " отдела ФГКУ " -регионжильё" МО РФ в расторжении договора социального найма жилого помещения.
Довод же жалобы о том, что Новосельцев был вынужден возвратить жилое помещение в связи с возможным уголовным преследованием со стороны правоохранительных органов является надуманным и ничем не подтверждён.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Другие основания для этого также отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 307, 308, 309 и 311 КАС, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 29 октября 2015 года по административному делу по административному иску Новосельцева В.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
" ... "
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.