Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 12 января 2016 г. по делу N 33а-9/2016
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Соседова Д.Е., судей - Кулибабы Г.Л. и Конфеты В.Л., при секретаре Кравченко А.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению военнослужащей войсковой части 11111 " ... " Балуевой Г.Н. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ " " ... "регионжильё" МО РФ), связанных с расчётом субсидии на приобретение жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя начальника вышеназванного учреждения - Г. на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 21 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Кулибабы Г.Л., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Балуева обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что в связи с увольнением с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на данной службе и, имея выслугу на ней более 18 лет, она была признана нуждающейся в получении жилья и избрала в качестве способа обеспечения таковым предоставление субсидии для приобретения либо строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
17 ноября 2014 года начальником ФГКУ " " ... "регионжильё" МО РФ было принято решение о предоставлении ей жилищной субсидии, рассчитанной с применением поправочного коэффициента 2,25.
Считая свои права нарушенными, Балуева просила суд признать действия данного должностного лица незаконными и обязать его при расчёте жилищной субсидии, причитающейся ей к выплате, применить поправочный коэффициент 2,375 исходя из её выслуги лет и основания увольнения.
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд решением от 21 мая 2015 года заявление Балуевой удовлетворил в полном объёме.
В апелляционной жалобе Г., выражая несогласие с решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь в обоснование на следующее.
Так, нормы действующего законодательства, регламентирующих порядок прохождения военной службы и увольнения военнослужащих с таковой, расчёта и выплаты жилищной субсидии для каждой категории военнослужащих, причитающейся тем, она утверждает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
По её мнению, поскольку Балуева на момент принятия начальником ФГКУ " " ... "регионжильё" МО РФ решения о предоставлении заявителю жилищной субсидии не была уволена с военной службы, то есть не утратила статуса военнослужащего, то она не имела права (при расчёте размера положенной ей жилищной субсидии) на применение увеличенного поправочного коэффициента 2,375.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, Балуевой, подлежащей увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста состояния на таковой и имеющей общую продолжительность военной службы более 18 лет, с учётом членов её семьи, предоставлена жилищная субсидия с применением поправочного коэффициента 2,25. При этом на момент принятия начальником ФГКУ " " ... "регионжильё" МО РФ решения о предоставлении ей жилищной субсидии она уволена с военной службы не была.
В обоснование принятого решения гарнизонный военный суд указал на то, что с учётом общей продолжительности военной службы - от 10 до 20 лет и основания увольнения Балуевой, в соответствии с действующим законодательством ей полагается выплата жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375.
Между тем, данный вывод не основан на правильном истолковании закона, поскольку увеличение поправочного коэффициента до 2,375 применяется к гражданам, уволенным с военной службы, и не обеспеченным на момент увольнения жилищной субсидией или жилым помещением.
Так, право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом "О статусе военнослужащих", согласно пп. 1 и 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жильём в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии, утверждение порядка её расчёта в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации, которое постановлением от 3 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил расчёт жилищной субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учётом общей продолжительности военной службы, определяемого на основании пунктов 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при её общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам согласно этой законодательной норме относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание данной нормы указанного закона свидетельствует о том, что нахождение перечисленных в ней лиц на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Поскольку Балуева не относится к категории лиц, указанных в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то она до исключения из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы не могла претендовать на получение жилищной субсидии с увеличением поправочного коэффициента до 2,375.
При ином толковании п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" положения п. 7 Правил применены быть не могут.
С учётом вышеприведённого, выплатой Балуевой жилищной субсидии с установленным в решении начальника ФГКУ " " ... "регионжильё" от 17 ноября 2014 года "N" поправочным коэффициентом 2,25 права заявителя нарушены не были.
Исходя из этого, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения - об отказе в удовлетворении заявления.
Согласно платёжному поручению "N" от 19 августа 2015 года Федеральное казённое учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "" уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей за подачу ФГКУ " " ... "регионжильё" апелляционной жалобы по настоящему делу.
Как установлено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят, в том числе из государственной пошлины (ч. 1 ст. 103 КАС РФ).
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы (ч. 1 ст. 111 КАС РФ). Это правило относится также к распределению судебных расходов, понесённых сторонами в связи с ведением дела в суде апелляционной инстанции.
В случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он, соответственно, изменяет распределение судебных расходов с учётом указанных правил (ч. 3 ст. 111 КАС РФ).
Сведений о том, что заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, материалы дела не содержат.
В связи с этим понесённые ФГКУ " " ... "регионжильё" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат взысканию с Балуевой в пользу указанного выше управления финансового обеспечения, как довольствующего финансового органа.
Ввиду изложенного, а также руководствуясь ст. 307, п. 2 ст. 309, п. 4 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 21 мая 2015 года по делу по заявлению военнослужащей войсковой части 11111 " ... " Балуевой Г.Н. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с расчётом субсидии на приобретение жилого помещения, отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении заявления.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 3000 (три тысячи) рублей взыскать с Балуевой Г.Н. в пользу Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "".
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.