Судья Омского областного суда Климова В.В.,
при секретаре Смоляковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ООО "Петровский молочный завод" Поповой В.В. на решение судьи Омского районного суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчина М.Е. по делу об административном правонарушении N " ... " от " ... " в отношении ООО "Петровский молочный завод" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения",
установил:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Омской области от " ... " ООО "Петровский молочный завод" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, с назначением наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО "Петровский молочный завод" обжаловал его в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе защитник ООО "Петровский молочный завод" Попова В.В. просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить. Ссылается на отсутствие надлежащей оценки судом материалов проверки, в которые представлены карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты. Указывает, что основанием к проверке соблюдения трудовых прав может служить лишь обращение работника, каковым Маркина Т.И. не является, кроме того, адрес Маркиной Т.И. не существует. Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является основанием для исключения собранных доказательств из числа допустимых. Иные достаточные доказательства, позволяющие установить обстоятельства совершения правонарушения и вину Общества, административным органом не представлены.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Петровский молочный завод" Попову В.В., поддержавшую жалобу по доводам, в ней изложенным, а также представителя Государственной инспекции труда в Омской области Гальчина М.Е., просившего жалобу оставить без удовлетворения, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Частью 4 ст.5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Согласно примечанию к указанной статье под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Исходя из ст.ст.1, 22 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В силу положений ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии со ст.221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления).
Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N290н.
В соответствии с пунктами 4, 13 указанных Правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение средств индивидуальной защиты осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем средств индивидуальной защиты во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие средства индивидуальной защиты выдаются бесплатно.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Сроки пользования средств индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Омской области Одинцовой С.Н. от " ... " в отношении ООО "Петровский молочный завод" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения норм трудового законодательства.
В ходе проведения проверки государственными инспекторами труда (по правовым вопросам) Гальчиным М.Е. были установлены нарушения требований Трудового кодекса РФ, выразившиеся в следующем: в нарушение ст. 212, 221 ТК РФ работники Арестов А.В., Астахов Ю.Н., Исаев С.А., Мадрешев У.А., Печеркин А.Е., а также другие работники ООО "Петровский молочный завод" не обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в полном объеме.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Петровский молочный завод" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от " ... ", актом проверки от " ... ", а также другими материалами проверки.
В запросе государственного инспектора труда Гальчина М.Е. в адрес ООО "Петровский молочный завод" от " ... " содержится требование о предоставлении, в том числе, перечня бесплатно выдаваемой спецодежды и других средств индивидуальной защиты, личных карточек учета и выдачи СИЗ всех работников, сертификатов соответствия на спецодежду, документов о приобретении СИЗ, однако, в ходе проведения документарной проверки ООО "Петровский молочный завод" представило карточки учета и выдачи СИЗ, однако, не на всех работников ООО, которых надлежало обеспечить СИЗ, кроме того, них отсутствовали подписи работников о получении СИЗ, в связи с чем невозможно было установить фактическое получение работниками данных средств. Помимо этого, Трудовым кодексом РФ, а также Правилами выдачи средств индивидуальной защиты предусмотрено требование обеспечения работников СИЗ, прошедшими обязательную сертификацию и декларирование, в связи с чем довод защитника о том, что отсутствие сертификата на СИЗ не может служить основанием для привлечения к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, нахожу необоснованным. Учитывая отсутствие подписей работников в личных карточках выдачи СИЗ, а также непредставление в ходе проверки сертификатов качества на данные средства защиты, при отсутствии всех необходимых документов, подтверждающих приобретение ООО "Петровский молочный завод" средств индивидуальной защиты, государственный инспектор труда обоснованно пришел к выводу о нарушении ООО "Петровский молочный завод" данного требования трудового законодательства.
Карточки учета и выдачи СИЗ, в которых имеются подписи работников, а также сертификаты качества на часть СИЗ, которые были предоставлены уже после окончания проверки, и не могут рассматриваться в качестве доказательства, подтверждающего выдачу работникам ООО "Петровский молочный завод" средств индивидуальной защиты до проведения проверки ГИТ в Омской области, а также в ходе ее проведения.
Таким образом, ООО "Петровский молочный завод" обоснованно было привлечено административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Ссылки в жалобе на допущенные при проведении проверки нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" связанные с тем, что проверка проведена в отсутствии оснований, предусмотренных ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", распоряжение о проверке вынесено на основании обращения лица, адрес которого не существует, являются несостоятельными.
Общие требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки установлены в ст.10 Федерального закона РФ от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статьей 353 ТК РФ установлено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ 1 сентября 2012 года N875) установлено, что плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки перечислен в ч.2 ст.10 Федерального закона РФ от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Одним из таких оснований является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в том числе о фактах угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п.68 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Минтруда России от 30.10.2012 N354н, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда.
Во внеплановом порядке также проводятся проверки, основной целью которых является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими обязательных требований, проверка иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, включая случаи невыплаты работникам заработной платы, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также необходимость проверки полноты и качества мер, принятых работодателями по выполнению предписаний об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований.
В связи с тем, что Маркина Т.И. в обращении указала факты, относящиеся согласно указанного п.68 Административного регламента к угрозе причинения вреда жизни и здоровью работников (невыплата заработной платы, необеспечение средствами индивидуальной защиты), основания для проведения внеплановой проверки ООО "Петровский молочный завод" имелись. Кроме того, учитывая, что деятельность ООО "Петровский молочный завод" связана с пищевой промышленностью, то в результате указанных в обращении нарушений (непрохождение работниками медицинских осмотров, невыдача им средств индивидуальной защиты) могла возникнуть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Методическими рекомендациями по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденных приказом Росструда от 24.01.2011 N14, в качестве признаков анонимности сообщения гражданина указано на отсутствие фамилии и почтового адреса заявителя.
В обращении Маркиной Т.И. от " ... ", поступившем в ГИТ в Омской области, имеется ссылка на ее адрес места проживания, а также описание нарушений, которые заявитель обращения полагала нарушающими права работников ООО "Петровский молочный завод". Таким образом, данное обращение не имеет признаков анонимности, и обоснованно было принято должностными лицами уполномоченного административного органа в качестве основания для проведения внеплановой выездной проверки.
В обязанности должностного лица проведение проверки почтового адреса заявителя, указанного в обращении, не входит, в связи с чем доводы защитника в этой части нахожу необоснованными.
Иные доводы защитника ООО "Петровский молочный завод" по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной должностным лицом и судьей районного суда оценкой доказательств по настоящему делу об административном правонарушении и не свидетельствуют о невиновности ООО "Петровский молочный завод" в совершении данного правонарушения, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Наказание ООО "Петровский молочный завод" назначено с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3. ст.4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, и является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Омского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Петровский молочный завод" Поповой В.В. - без удовлетворения.
Судья: Климова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.