Судья Омского областного суда Климова В.В.,
при секретаре Смоляковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора ФГУП "Омское" Шулякова М.И. на решение судьи Первомайского районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"Восстановить Федеральному государственному унитарному предприятию "Омское" пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы. Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области N " ... " от " ... ", которым Федеральное государственное унитарное предприятие "Омское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере " ... " рублей изменить, снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до " ... " рублей. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения",
установил:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области Гомана Е.Л. от " ... " ФГУП "Омское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Из постановления следует, что " ... " в ходе проведения плановой выездной проверки выявлен факт неиспользования ФГУП "Омское" арендованных земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:191001:2013, 55:20:191001:2014, 55:20:191001:2015, расположенных примерно в 1200 м, 1300 м и 1300 м по направлению на юг относительно " ... ", для сельскохозяйственных опытных работ и сельскохозяйственного производства. На них не производится вспашка, лущение, боронование, повес, мероприятия по предотвращению загрязнения почв, а также не выполняются установленные требования и отдельные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, и как следствие земельные участки заросли сорной растительностью различного видового состава:
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:191001:2013 (общей площадью 755 кв.м) зарос сорной растительностью различного видового состава высотой около 70 см (вьюнок полевой, борщевик, полынь обыкновенная, крапива, синеголовник плосколистный),
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:191001:2015 (общей площадью 940 кв.м) зарос сорной растительностью различного видового состава высотой от 20 до 90 см (осот полевой, крапива, пырей, скерда кровельная, клевер луговой),
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:191001:2014 (общей площадью 538 549 кв.м) зарос сорной растительностью различного видового состава высотой от 50 см до 1 м (лопух, осот полевой, полынь обыкновенная) на площади 438 549 кв.м. Из общей площади данного земельного участка используется только 100.000 кв.м. Кроме того, на данном участке расположена свалка бытовых отходов (строительный мусор, битое стекло, бутылки, остатки деревянной мебели, зерноотходы, картофель, мешки полипропиленовые) общей площадью 1 190 кв.м (0,119 га).
Не проведение обязательных мероприятий, предусмотренных земельным законодательством, ухудшает качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения, создает угрозу к возникновению пожароопасной ситуации в осенне-весенний период.
Не согласившись с постановлением, ФГУП "Омское" обжаловало его в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе директор ФГУП "Омское" Шуляков М.И. просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что административный орган не доказал факт наступления неблагоприятных последствий в виде ухудшения качественного состояния земель в результате бездействия землепользователя; в рамках административного расследования не были проведены экспертизы, направленные на установление факта наступления неблагоприятных последствий. Требование о проведении агротехнических и санитарных мероприятий в отношении земельных участков является необоснованным и незаконным. Полагает, что проведение на солончаковых земельных участках любых сельскохозяйственных работ невозможно и не целесообразно, поскольку результат в виде получения урожая исключен.
В отзыве на жалобу Управление Россельхознадзора по Омской области просит оставить решение судьи без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав законного представителя ФГУП "Омское" Шулякова М.И. и защитника Каребо А.С., поддержавших жалобу по доводам, в ней изложенным, а также представителя Управление Россельхознадзора по Омской области Юрьева В.П., просившего отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи.
В силу ч.2 ст.8.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу подпунктов 1, 3 п.1 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
На основании ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ст.8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Как следует из ст.1 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений.
В ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество.ГОСТ 16265-89 определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Омское" является арендатором следующих земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенные для сельскохозяйственных опытных работ:
- с кадастровым номером 55:20:191001:2013 общей площадью 755 кв.м, местоположение: Омская область, Омский район, примерно в 1200 м по направлению на юг относительно " ... ",
- с кадастровым номером 55:20:191001:2014 общей площадью 538549 кв.м, местоположение: Омская область, Омский район, примерно в 1300 м по направлению на юг относительно " ... "
- с кадастровым номером 55:20:191001:2015 общей площадью 940 кв.м, местоположение: Омская область, Омский район, примерно в 1400 м по направлению на юг относительно " ... ".
По условиям договора аренды N " ... " от " ... " ФГУП "Омское" приняло на себя обязательства использовать участки в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (п.4.4.3 договора), не проводить мероприятия по изменению вида разрешенного использования участков, осуществлять мероприятия по охране земель в соответствии с п.1 ст.13 ЗК РФ и выполнять иные обязанности по использованию участков, предусмотренные ст.42 ЗК РФ (п.4.4.5 договора), не допускать действий, приводящих к снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или ухудшению экологической обстановки на арендуемых земельных участках и прилегающих к ним территориях, а также выполнять работы по благоустройству территорий (п. " ... " договора).
В соответствии с п.5.3 договора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору стороны несут ответственность, установленную действующим законодательством РФ и договором.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании приказа Управления Россельхознадзора по Омской области от " ... " N " ... " в отношении ФГУП "Омское" Российской академии сельскохозяйственных наук проведена плановая выездная проверка, в том числе на предмет соблюдения требований земельного законодательства.
В ходе проверки " ... " был проведен осмотр арендуемых ФГУП "Омское" земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:191001:2013, 55:20:191001:2014 и 55:20:191001:2015, с использованием фотосъемки.
В результате осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:191001:2013 (общей площадью 755 кв.м) зарос сорной растительностью различного видового состава высотой около 70 см (вьюнок полевой, борщевик, полынь обыкновенная, крапива, синеголовник плосколистный); земельный участок с кадастровым номером 55:20:191001:2015 (общей площадью 940 кв.м) зарос сорной растительностью различного видового состава высотой от 20 до 90 см (осот полевой, крапива, пырей, скерда кровельная, клевер луговой); земельный участок с кадастровым номером 55:20:191001:2014 (общей площадью 538 549 кв.м) зарос сорной растительностью различного видового состава высотой от 50 см до 1 м (лопух, осот полевой, полынь обыкновенная) на площади 438 549 кв.м. Из общей площади данного земельного участка используется только 100.000 кв.м. Кроме того, на данном участке расположена свалка бытовых отходов (строительный мусор, битое стекло, бутылки, остатки деревянной мебели, зерноотходы, картофель, мешки полипропиленовые) общей площадью 1 190 кв.м (0,119 га).
По итогам проверки составлен акт от " ... " N " ... " с указанием допущенных ФГУП "Омское" нарушений, в том числе в сфере земельного законодательства:
- непроведение агротехнических и фитосанитарных мероприятий по обработке сорной растительности земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственных опытных работ,
- захламление земельного участка с кадастровым номером 55:20:191001:2014 строительным и бытовым мусором, отходами растениеводства (площадь захламления 0, 119 га),
- непроведение обследования почв для контроля загрязнения и оценки качественного состояния на используемых земельных участках: анализ почвы на достаточное количество пестицидов, анализ почвы на содержание нефтепродуктов. Документы, отражающие проведение данных почвенных обследований, не представлены.
" ... " в отношении ФГУП "Омское" составлен протокол об административном правонарушении N " ... " по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, " ... " вынесено постановление по делу об административном правонарушении N " ... ".
Факт совершения ФГУП "Омское" административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от " ... " N " ... ", протоколами осмотра земельных участков от " ... " с фототаблицами, актом проверки от " ... " и иными материалами дела, которые получили оценку в совокупности с другими доказательствами в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Давая оценку обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, судья пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения ФГУП "Омское" к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, отклонив довод Предприятия о том, что земельные участки являются низкопродуктивными и их использование неэффективно для целей сельского хозяйства.
Судья районного суда верно указал, что ст.42 ЗК РФ обязывает владельцев земельных участков использовать земельные участки только в строгом соответствии с целевым назначением и принадлежности к той или иной категории земель. ФГУП "Омское" как арендатор земельных участков в силу договора аренды приняло на себя обязанность осуществлять использование земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования и осуществлять мероприятия по охране земли.
Поскольку вид разрешенного использования данных земельных участков до настоящего времени не изменен, довод о непригодности участков для сельхозпроизводства не обоснован.
Утверждение автора жалобы о том, что Управлением Россельхознадзора не представлены доказательства, подтверждающие, что в результате невыполнения Предприятием указанных мероприятий плодородие почвы ухудшилось, является несостоятельным.
В ст.79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений имеется обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий.
Вина ФГУП "Омское" в совершении правонарушения, с учетом положения ч.1 ст.2.1 КоАП РФ заключается в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по осуществлению мероприятий по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями.
Исходя из конструкции и буквального смысла ч.2 ст.8.7 КоАП РФ правонарушение имеет формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.
Как установлено в ходе административного расследования и судом при рассмотрении дела, на земельных участках с кадастровыми номерами55:20:191001:2013, 55:20:191001:2014, 55:20:191001:2015 их арендатором ФГУП "Омское" не выполнялись обязательные мероприятия (агротехнические, фитосанитарные) по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной травянистой растительностью и по сохранению плодородия почв.
Проведение экспертизы качественного состояния земли в данном случае не требуется, так как наличие на момент проведения проверки на земельных участках сельскохозяйственного назначения сорняков и мусора достаточно для вывода о событии данного правонарушения и свидетельствует о непринятии соответствующих мер ответственным за это лицом.
Таким образом, вывод судьи районного суда о том, что бездействие ФГУП "Омское" образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, является правомерным.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Совокупность представленных доказательств явилась достаточной для правильного разрешения данного дела.
Доводы защитника о том, что " ... " дополнительным соглашением к договору аренду указанные земельные участки были исключены и состава арендованных ФГУП "Омское" земель, не могут свидетельствовать об отсутствии вины ФГУП "Омское" в совершении административного правонарушения, поскольку на момент проведения проверки и выявления нарушений арендатором данных земельных участков являлось ФГУП "Омское".
Порядок и срок давности привлечения ФГУП "Омское" к административной ответственности не нарушены.
Судьей районного суда назначенное должностным лицом ФГУП "Омское" наказание было снижено до 200.000 рублей, с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3. ст.4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Жалоба не содержит доводов, влекущих изменение обжалуемого судебного акта, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных судом доказательств и несогласию с выводами суда.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Первомайского районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, жалобу директора ФГУП "Омское" Шулякова М.И. - без удовлетворения.
Судья: В.В. Климова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.