Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Л.Н.,
при секретаре Хамковой А.А.,
с участием представителя административного истца К.К.Е.
представителей административных ответчиков Ч.Ю.Ю.., Л.К.Н. Б.Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ц.И.В. к Правительству Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области, Комитету имущественных и земельных отношений г. Новозыбкова Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Ц.И.В. является арендатором земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым N находящимся по "адрес" для размещения станции технического обслуживания автомобилей, принадлежащей ему на праве собственности.
Представитель административного истца К.К.Е. действующий по доверенности, которой предусмотрены все полномочия стороны по делу, обратился в суд с административным иском, ссылаясь на то, что расчет арендной платы Ц.И.В. производится от кадастровой стоимости земельного участка, составляющей "данные изъяты" рублей, которая значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет нарушение прав административного истца, как плательщика арендной платы. По указанным основаниями просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель административного истца К.К.Е. заявленное требование поддержал по основаниям изложенным в иске.
Представитель Правительства Брянской области Ч.Ю.Ю. возражала против удовлетворения административного искового заявления, так как установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости повлечет уменьшение доходной части консолидированного бюджета Брянской области. Замечаний по представленному административным истцом отчету, экспертному заключению не имеет.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (Управления Росреестра по Брянской области) Б.Н.С ... с заявленными требованиями не согласна, возражений против установленной в отчете оценщика рыночной стоимости земельного участка не имеет.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Л.К.Н. с административным иском не согласна, возражений против установленной в отчете оценщика рыночной стоимости земельного участка не имеет.
Представитель Комитета имущественных и земельных отношений города Новозыбкова Брянской области в судебное заседание не явился, не сообщив об уважительности причин неявки в судебное заседание. Участвуя в ранее состоявшемся судебном заседании, представитель Ш.И.И. административный иск не признал, возражений по представленному административным истцом отчету, экспертному заключению не имел.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ц.И.В. является собственником станции технического обслуживания площадью "данные изъяты" кв.м., расположенной по "адрес" что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N
На основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N Ц.И.В. является арендатором земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения станции технического обслуживания автомобилей, расположенного по "адрес"
Как следует из кадастровой справки от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" рублей.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Брянской области выполнялись на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного Росреестром с ФГУП "ФКЦ "Земля" и сведения о данных земельных участках были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 года N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов".
Кадастровая стоимость земельных участков, не вошедших в указанное постановление администрации Брянской области была рассчитана на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
Земельный участок с кадастровым N поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем не вошел в списки земельных участков, кадастровая оценка, которых проводилась на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N заключенного Росреестром с ФГУП "ФКЦ "Земля".
Согласно ст. 24.19 Федерального Закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
В соответствии с п. 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной оценки земель.
Как следует из материалов дела кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N установлена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" ДД.ММ.ГГГГ N на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" и составляет "данные изъяты" рублей.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области данные об установленной кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, расчет кадастровой стоимости земельного участка административного истца произведен на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года N 222, с применением удельного показателя кадастровой стоимости, равного "данные изъяты" руб. за кв. м., утвержденного постановлением администрации Брянской области N 1112 от 30.11.2012 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального Закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административный истец в силу положений договоров аренды земельных участков уплачивает арендные платежи за пользование земельным участком исходя из его кадастровой стоимости. Указанное подтверждается материалами дела.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного земельного участка влияют на права и обязанности Ц.И.В. как плательщика арендных платежей, соответственно он вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в аренде у Ц.И.В. определена на основании положений статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, то есть ДД.ММ.ГГГГ соответственно рыночная стоимость земельного участка должна быть определена по состоянию указанную дату.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Ц.И.В. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установлении кадастровой стоимости участка в размере, равном рыночной стоимости был представлен отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный по заданию административного истца независимым оценщиком ООО "Правовая оценка", а также положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов" N от ДД.ММ.ГГГГ на данный отчет.
Проверяя представленный административным истцом отчет на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд, исходит
из того, что согласно требованиям ФСО N 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Как следует из материалов дела, содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком проанализирован рынок земельных участков, предназначенных под разрешенный вид использования, идентичных району расположения объекта оценки.
Суд также находит представленный в материалы дела отчет в полной мере соответствующим требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Так, оценка стоимости спорного объекта произведена оценщиком, являющимся членом Саморегулируемой организации оценщиков "Южно- Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов", имеющим диплом о профессиональной переподготовке "Института профессиональной оценки" серия N ДД.ММ.ГГГГ, и профессиональная деятельность которого застрахована.
Таким образом, каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки, с учетом представленных административным истцом пояснений и исследованных материалов дела, у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах административное исковое заявление Ц.И.В. подлежит удовлетворению.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175 -180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ц.И.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поданное в суд ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения станции технического обслуживания автомобилей, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей с ДД.ММ.ГГГГ до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 января 2016 года
Председательствующий по делу,
судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.