Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Смирнова Е.А.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Шумилиной А.И.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Убилавы Кахабера Евгеньевича на решение Центрального районного суда г. Сочи от 11 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Убилава К.Е. обратился в суд с административным иском к администрации г. Сочи об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
В обоснование требований указано, что ООО "Наше Дело-Осень" является арендатором земельного участка площадью 3 662 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0302011:1459, расположенного по " ... " с видом разрешенного использования - апартотель. Срок действия договора определен до 1 апреля 2048 г. В установленном порядке согласован и утвержден градостроительный план указанного земельного участка. Убилава К.Е., как учредитель общества, обратился в администрацию г. Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Однако письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 21 августа 2015 г. N 21.01-21/21095 в выдаче разрешения отказано. Административный истец полагает решение административного ответчика незаконным, нарушающим его права.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 11 сентября 2015 г. в удовлетворении требований Убилавы К.Е. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Из материалов дела следует, что 21 апреля 2015 г. между администрацией г. Сочи в лице департамента имущественных отношений и ЗАО "Санаторий "Светлана" согласно постановлению администрации г. Сочи от 27 февраля 2015 г. N 657 "Об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:113, расположенного по " ... ", " ... "" заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900009849.
Согласно пункту 1.1 указанного договора во временное владение и пользование общества передан земельный участок площадью 3 662 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0302011:1459, расположенный по " ... " " ... ", в территориальной зоне "РК", с видом разрешенного использования - апартотель, категория земель - земли населенных пунктов. В соответствии с пунктом 2.1 договора срок его действия определен до 1 апреля 2048 г.
Впоследствии указанный земельный участок передан в пользование обществу с ограниченной ответственностью "Наше Дело-Осень", что подтверждается договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 27 апреля 2015 г. Указанный договор зарегистрирован в установленном законе порядке. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет за номером 23:49:0302011:1459. Категория земель: земли населенных пунктов; разрешенный вид использования земельного участка: апартотель.
В соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного пунктом 1 постановления администрации г. Сочи от 1 ноября 2013 г. N 2407, заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка с установленным перечнем приложений направляется на имя директора департамента архитектуры, градостроительства и" благоустройства администрации города Сочи через МАУ "МФЦ города Сочи".
7 июля 2015 г. общество обратилось в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи через МАУ "МФЦ города Сочи" с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. К заявлению приложены все необходимые документы, предусмотренные административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка"
10 августа 2015 г. градостроительный план земельного участка в установленном порядке согласован и утвержден директором департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Зачитайловым А.А. Согласно выданному градостроительному плану, к основному виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302011:1459 отнесено временное проживание: апартотель.
Убилава К.Е., как учредитель общества, обратился в администрацию г. Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство апартотеля на указанному участке.
Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 21 августа 2015 г. N 21.01-21/21095 административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд указал на законность оспариваемого решения органа местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции ошибочным.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 15 сентября 2015 г.) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр, в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Признавая оспариваемое решение законным, суд первой инстанции не учел, что при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство истцом были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Пункт 2.6 административного регламента от 1 ноября 2013 г. N 2406 предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства" устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
При этом согласно пункту 2.11.1 регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
письменное обращение застройщика (заявителя) либо всех правообладателей земельного участка с просьбой о прекращении исполнения муниципальной услуги;
отсутствие документов, наличие которых предусмотрено пунктами 2.6, 2.7 настоящего административного регламента, если их представление заявителем является обязательным;
несоответствие проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям, в том числе требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае если застройщику предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГК РФ);
запрет на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, установленный федеральными законами.
Административный ответчик в оспариваемом решении указал на отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Вместе с тем из материалов дела следует, что проектная документация выполнена надлежащим образом, и проект получил положительные заключения, что подтверждается заключением негосударственной экспертизы N 4-1-1-0053-15 от 13 августа 2015 г., проведенной ООО "Центр архитектурно-строительного надзора", предметом которой была оценка соответствия техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, градостроительному регламенту, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, заданию на проектирование, заданию на проведение инженерных изысканий.
Также в решении об отказе в выдаче разрешения административный ответчик указал, что проектное задание не соответствует градостроительным регламентам, однако конкретные регламенты, а равно несоответствия не привел. При этом проектная документация была выполнена на основании градостроительного плана земельного участка, утвержденного в установленном порядке.
Ссылка административного ответчика на то, что составленный специалистом МАУ г. Сочи "МФЦ" перечень документов, указанный в расписке в получении документов не соответствует фактическому составу представленных документов, также не может быть признана состоятельной, поскольку не подтверждена материалами дела. Документы, необходимые для получения разрешения на строительство, предоставлены в полном объеме, что подтверждается распиской в получении документов.
В соответствии с постановлением главы г. Сочи от 4 июля 2002 г. N 391 строительство зданий в полосе отвода вдоль трассы спецпроезда в г. Сочи производится на основании согласования со службой ФСО России.
При этом из письма N 9/10/С-163 Службы охраны на Кавказе ФСО России следует, что службой рассмотрена проектная документация по размещению объекта капитального строительства "апартотель по " ... "" на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302011:1459, и служба возражений не имеет.
При таких обстоятельствах, обществом были получены необходимые согласования структур.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности принятого административным ответчиком решения об отказе в выдаче разрешения на строительство капитального объекта недвижимости "апартотель" на земельном участке площадью 3 662 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0302011:1459, расположенном по " ... " " ... ".
В силу части 1 статья 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административного истца о незаконности решения органа местного самоуправления последним не опровергнуты. Факт нарушения прав Убилавы К.Е. установлен судебной коллегией.
В соответствии с положениями статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконным и нарушающим права и свободы человека принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно пунктами 1 - 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, принимая во внимание допущенные судом существенные нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Убилавы К.Х.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Убилавы Кахабера Евгеньевича удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 11 сентября 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Административный иск Убилавы Кахабера Евгеньевича к администрации г. Сочи об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации г. Сочи об отказе в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Наше Дело - Осень" разрешения на строительство капитального объекта недвижимости - "Апартотель" на земельном участке площадью 3 662 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0302011:1459, расположенном по " ... " " ... ".
Обязать администрацию г. Сочи выдать обществу с ограниченной ответственностью "Наше Дело - Осень" разрешение на строительство капитального объекта недвижимости - "Апартотель" на земельном участке площадью 3 662 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0302011:1459, расположенном по " ... " " ... ", со следующими технико-экономическими показателями (основными параметрами), предусмотренными унифицированной формой разрешения на строительство: строительный объем - 55 462 куб.м., количество этажей - 12, общая площадь - 16 948,47 кв.м., площадь застройки - 1 343 кв.м.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.