Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Богославской Ж.Р.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара Борзяк Н.В. на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 10 сентября 2015 года.
Заслушав доклад, судебная коллегия
установила:
Дудка А.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просила установить юридический факт получения ею заработной платы в размере 300 рублей в месяц в период работы с 1981 года по 1990 год в Краснодарском проектно-конструкторском отделе Украинского государственного проектного и конструкторского института "Укргипромаш", а также обязать УПФ РФ (ГУ) в Прикубанском округе г. Краснодара принять к зачету указанные сведения и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований указано, что с 20.06.2009 года Дудка А.И. является получателем трудовой пенсии по старости. В период с 26.10.1981 года по 31.12.1990 года она работала в Краснодарском проектно-конструктивном отделе Украинского государственного проектного и конструктивного института "Укргипромаш" в должности старшего инженера и инженера 2 категории, что подтверждается сведениями о работе в трудовой книжке. В связи с ликвидацией Краснодарского проектно-конструктивного отдела Украинского государственного проектного и конструктивного института "Укргипромаш" она не имеет возможности подтвердить размер заработной платы получаемой ею в период с 26.10.1981 года по 31.12.1990 года. Установить размер заработной платы во внесудебном порядке не представляется возможным.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Краснодара от 10 сентября 2015 года заявление Дудка А.И. об установлении факта получения заработной платы удовлетворено. Установлен юридический факт получения Дудка А.И. заработной платы в размере 300 рублей в месяц в период ее работы с 26.10.1981 года по 31.12.1990 года в Краснодарском проектно-конструкторском отделе Украинского государственного проектного и конструкторского института "Укргипромаш" в должности старшего инженера и инженера 2 категории.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара Борзяк Н.В. просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение является незаконным, суд дал неверную оценку представленным доказательствам, не правильно применил закон, не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения Дудка А.И., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального или процессуального права.
Указанные требования закона судом первой инстанции в полном объеме не соблюдены.
Из материалов дела следует, что с 20 сентября 2009 года Дудка А.И. является получателем трудовой пенсии по старости, что подтверждается удостоверением " ... " от 06.08.2009 года; для исчисления расчетного размера пенсии был принят заработок за период с 01.10.1976 года по 30.09.1981 года, где отношение среднемесячного заработка Дудка А.И. к заработной плате по стране за аналогичный период составило 0,682, при максимально возможном, применяемом в расчете пенсии - 1,2.
Также установлено, что Дудка А.И. обращалась в УПФ РФ (ГУ) с требованием о разъяснении ее права на перерасчет пенсии, на что ей неоднократно сообщалось о необходимости предоставления для исчисления пенсии справки о заработной плате за 60 месяцев до 2001 года.
Кроме того, с 2009 года по 2015 год заявителю оказывалось содействие в установлении места нахождения организации или ее архива и истребовании справки о размере заработной платы за весь период работы Дудка А.И. в Краснодарском проектно-конструкторском отделе Украинского государственного проектного и конструкторского института "Укргипромаш".
Материалами дела установлено, что указанное предприятие ликвидировано в 2001 году, местонахождение архива не известно.
В соответствии с нормами действующего законодательства размер трудовой пенсии определяется из величины расчетного пенсионного капитала, сформированного из общей суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до вступления в силу Федерального закона 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон).
В силу п. 2 ст. 30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Следовательно, законодателем предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 года.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года N 16/19 па (зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2002 г. N 3488), установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года в течение трудовой деятельности в период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
В случае, если среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Таким образом, указанный Перечень документов прямо и исчерпывающим образом определяет документы, которые принимаются территориальным органом Пенсионного фонда РФ в целях подтверждения среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Судом первой инстанции в нарушение положений ст. 67 ГПК РФ оставлено без внимания, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрен особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работников.
Так, письмом Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 года N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 установлено, что в случае невозможности определения причинителя вреда, то есть стихийные бедствия, пожары и т.п., органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемые к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Вместе с тем, в нарушение ст.ст. 56-60 ГПК РФ заявителем в материалы дела не предоставлены перечисленные документы в качестве доказательства размера заработной платы. Установление заработка на основании свидетельских показаний или документов, которые не содержат сведений о заработке конкретных лиц, не допускается, усредненные данные для установления заработка пенсионера не принимаются, поскольку это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.
Более того, в случае, если утрата документов произошла вследствие стихийных бедствий, должен быть приложен документ государственного органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия, а также документ работодателя или соответствующего государственного органа, подтверждающий факт утраты документов в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления и справка архивного учреждения подтверждающая факт отсутствия архивных данных об этом периоде.
Вышеперечисленные документы в материалы дела заявителем также не предоставлены.
Указанные выше обстоятельства судом первой инстанции учтены не были, факт получения заработной платы Дудка А.И. установлен на основании среднестатистических данных получаемой в 1981г. -1990г. заработной платы всех работников в экономической отрасли Краснодарского края, то есть заработка лиц, не работающих с Дудка А.И. в Краснодарском проектно-конструкторском отделе Украинского государственного проектного и конструкторского института "Укргипромаш".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об установлении Дудка А.И. право на перерасчет пенсии с учетом заработка других работников получаемого в других предприятиях, не имеющих отношения к заявителю, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством недопустимо.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения Ленинского районного суда города Краснодара от 10 сентября 2015 года и вынесении нового судебного акта по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований Дудка А.И. об установлении факта получения заработной платы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Краснодара от 10 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Дудка А.И. об установлении факта получения заработной платы отказать.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
" ... " " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.