Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Роговой С.В.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Рыбнике В.В.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Поспех Брониславы Станиславовны, Неголюк Ларисы Николаевны и Гудьян Гаянэ Вячеславовны на основании доверенности Арутюнова В.В. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 7 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Поспех Б.С., Неголюк Л.Н. и Гудьян Г.В. обратились в суд с административным иском к администрации г. Сочи об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
В обоснование требований указано, что правопредшественники истцов обратились в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке, с кадастровым номером 23:49:0402027:287 общей площадью 1309 +/- 13 кв.м., находящемся по адресу: Краснодарский край, " ... ". Письмом N 364/21.01-18 от 6 марта 2015 г. департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи было в выдаче разрешения отказано. Административные истцы полагают решение административного ответчика незаконным, нарушающим их права.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 7 сентября 2015 г. в удовлетворении требований Поспех Б.С. и других отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований его доверителей. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заслушав представителя Поспех Б.С., Неголюк Л.Н. и Гудьян Г.В. на основании доверенности Калиновскую Е.И., настаивавшую на удовлетворении жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Из материалов дела следует, что 5 февраля 2015 г. между ООО "Улыбка" и Косян А.А., Кейджян Р.М., Неголюк Л.Н. заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 4900000078 от 20 февраля 1996 г.
Косян А.А., Кейджян Р.М. и Неголюк Л.Н. обратились в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке, с кадастровым номером 23:49:0402027:287, общей площадью 1309 +/- 13 кв.м., категории земли населенных пунктов, находящемся по адресу: Краснодарский край, " ... ".
Письмом N 364/21.01-18 от 6 марта 2015 г. департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в выдаче разрешения на строительство отказано.
27 апреля 2015 г. между Косян А.А., Кейджян Р.М., Гудьян Г. В., Поспех Б.С. заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 4900000078 от 20 февраля 1996 г. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Соответственно Гудьян Г.В., Поспех Б.С. Неголюк Л.Н. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402027:287, общей площадью 1309 +/- 13 кв. м., расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ". Права истцов не оспорены.
Отказывая в удовлетворении требований Поспех Б.С. и других, суд указал на пропуск истцами без уважительных причин срока обращения в суд за защитой своих права.
Судебная коллегия полагает вывод суда ошибочным.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 15 сентября 2015 г.) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Часть 1 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления рассматривается судом с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Из материалов дела следует, что истцы узнали о принятом решении органа местного самоуправления только после перехода к ним прав и обязанностей по договору аренды, до этого момента оспорить решение не могли.
Согласно части 1 статьи 112 Гражданского процессуального кодекса РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что срок обжалования пропущен истцами по уважительной причине, что не учтено судом первой инстанции.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр, в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство правопредшественниками истцов были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. В частности в деле представлена проектная документация.
В силу части 1 статья 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административных истцов о незаконности решения органа местного самоуправления последним не опровергнуты. Факт нарушения прав Поспех Б.С. и других установлен судебной коллегией.
В соответствии с положениями статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконным и нарушающим права и свободы человека принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно пунктами 1 - 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, принимая во внимание допущенные судом существенные нарушения норм процессуального права, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований истцов.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя Поспех Брониславы Станиславовны, Неголюк Ларисы Николаевны и Гудьян Гаянэ Вячеславовны на основании доверенности Арутюнова В.В. удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 7 сентября 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Восстановить Поспех Брониславе Станиславовне, Гудьян Гаянэ Вячеславовне и Неголюк Ларисе Николаевне срок оспаривания решения администрации г. Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 6 марта 2015 г. N 364/21.01-18.
Признать незаконным решение администрации г. Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 6 марта 2015 г. N 364/21.01-18 об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Обязать администрацию г. Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи выдать Поспех Брониславе Станиславовне, Неголюк Ларисе Николаевне и Гудьян Гаянэ Вячеславовне разрешение на строительство многоквартирного жилого дома сроком на десять лет на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402027:287 общей площадью 1309 кв.м., категории - земли населенных пунктов, разрешенное использование - общественное питание, расположенном по адресу: Россия, Краснодарский край, " ... ", в соответствии со следующими параметрами: многоквартирный жилой дом общей площадью 4 470 кв.м., этажность - 5 этажей, строительный объем - 13 460 куб.м., площадь застройки - 910 кв.м.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.