Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Морозовой Н.А.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г-к Геленджик по доверенности Савиди А.Г. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 23 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шашин В.А. обратился в суд с административным иском об оспаривании отказа администрации МО город-курорт Геленджик в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В обоснование своих требований, указывает, что ему на основании договора купли-продажи N " ... ". принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 650 кв.м., с целевым назначением для жилищного строительства, с кадастровым номером " ... ", по адресу " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии " ... " от 26.12.2014г. С целью строительства на указанном земельном участке, в соответствии с его целевым назначением, индивидуального жилого дома Шашин В.А. обратился в Управление Архитектуры и Градостроительства МО город-курорт Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, предоставив исчерпывающий пакет документов в соответствии с требованиями ст. 51 ГК РФ (градостроительный план, схема планировочной организации, документы на земельный участок). 13.03.2015г. Управлением Архитектуры и Градостроительства ему было отказано в выдаче разрешения на строительство, по причине отсутствия разработанных правил землепользования и застройки г. Геленджика на данный земельный участок. Считает отказ незаконным и просит суд обязать администрацию МО город-курорт Геленджик выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, площадью 650 кв.м., с целевым назначением для жилищного строительства, с кадастровым номером " ... ", по адресу " ... "
В судебном заседании представитель административного истца Шашина В.А. на основании доверенности Шашина Н.П. и адвокат Полуянов Д.В. поддержали заявленные исковые требования.
Представитель администрации МО город-курорт Геленджик по доверенности Гребеник И.В. и представитель управления архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Геленджик по доверенности Шульга М.М. возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 23 сентября 2015 года административное исковое заявление Шашина В.А. удовлетворить частично.
Решение администрации МО город-курорт Геленджик от 13.03.2015г. об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального 3-х этажного жилого дома на земельном участке площадью 650 кв.м., с кадастровым номером " ... ", по адресу: " ... " признано незаконным и необоснованным.
На администрацию МО город-курорт Геленджик возложена обязанность рассмотреть заявление Шашина В.А. о выдаче разрешения на строительство 3-х этажного индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 650 кв.м., с кадастровым номером " ... ", по адресу: " ... " в установленный законом срок.
С указанным решением суда не согласился представитель администрации муниципального образования г-к Геленджик по доверенности Савиди А.Г. и подал апелляционную жалобу. В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение адвоката по ордеру Полуянова Д.В., судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии с требованиями ч.9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи, орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом, согласно ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7, 9 данной статьи документов.
В соответствии с ч.11 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в ч.13 ст.51 ГрК РФ которой предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст.51 ГрК РФ; или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или несоответствии представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Частью 3 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Однако согласно положениям ст. 17.2 ФЗ-191 "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" от 29.12.2004г. (в редакции от 29.12.2014г.) до 1 июля 2016 года при осуществлении градостроительной деятельности на территории Московской области и в других случаях в границах муниципальных образований, в которых по состоянию на 1 января 2015 года не утверждены документы территориального планирования и (или) правила землепользования и застройки, допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.07.2010г. N 466 утверждены Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик. Данные правила стали обязательными с момента официального опубликования в СМИ и распространяются на правоотношения, возникшие после вступления их в силу
Судом первой инстанции установлено, что на основании договора купли-продажи " ... ". административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 650 кв.м., с целевым назначением для жилищного строительства, с кадастровым номером " ... ", по адресу " ... " " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии " ... " от 26.12.2014г. С целью строительства на указанном земельном участке, в соответствии с его целевым назначением, индивидуального жилого дома Шашин В.А. обратился в управление архитектуры и градостроительства МО город-курорт Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
13.03.2015г. управлением архитектуры и градостроительства ему было отказано в выдаче разрешения на строительство за " ... ", по причине отсутствия разработанных правил землепользования и застройки г. Геленджика на данный земельный участок.
Судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что отказ управления архитектуры и градостроительства администрации МО г-к Геленджик является не правомерным.
Кроме того, согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Положениями п.п.2 п.1 ст. 40 Земельного кодекса РФ и п.1 ст.263 ГК РФ, предусмотрено право собственника земельного участка на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Земельный участок, принадлежащий Шашину В.А., включен в границы города Геленджика на основании распоряжения Главы администрации Краснодарского края N 575-р от 05 июля 2010г. "О включении земельных участок в границы населенных пунктов МО город-курорт Геленджик".
Пунктом 8 указанного распоряжения, дано указание администрации МО город-курорт Геленджик, внести соответствующие изменения в документы территориального планирования.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 04.08.2014г. N 2196 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство.
Согласно указанного административного регламента, к заявлению о выдаче разрешения на строительство по установленной форме, прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом регламентом предусмотрены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: отсутствие документов необходимых для выдачи разрешение на строительство или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Однако в соответствии с материалами дела, такое основание в отказе не приведено.
Указанные нормы действующего законодательства административным органом оставлены без внимания.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно принято решение о частичном удовлетворении заявленных Шашиным В.А. исковых требований.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 23 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г-к Геленджик по доверенности Савиди А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.