Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бельмас И.Ю., Вилер А.А.,
при секретаре Иващенко А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов Кондурцевой О.Г., несовершеннолетнего О. к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 19 ноября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Вилер А.А., возражения относительно апелляционной жалобы истца, законного представителя несовершеннолетнего О. - Кондурцевой О.Г., прокурора Зариповой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Магадана обратился в суд в защиту прав и законных интересов Кондурцевой О.Г., несовершеннолетнего О. с иском к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров, с учетом несовершеннолетнего ребенка О., "дата" года рождения, расположенное на территории города Магадана, по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковое заявление мотивировано тем, что Кондурцева О.Г., "дата" года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, мать которой - К.М. решением Магаданского городского суда от "дата" лишена родительских прав. Сведения об отце Кондурцевой О.Г. внесены в книгу записей рождений на основании заявления её матери.
Постановлением мэрии города Магадана от 29 марта 2011 года N ... за Кондурцевой О.Г. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по "адрес".
"дата" у Кондурцевой О.Г. родился сын О.
Постановлением мэрии города Магадана от 09 июля 2015 года N ... установлен факт невозможности проживания Кондурцевой О.Г. в указанном выше жилом помещении, расположенном по "адрес".
На основании заявления Кондурцевой О.Г. решением органа опеки и попечительства города Магадана от 14 июля 2015 года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
Полагал, что не обеспечение жилым помещением Кондурцевой О.Г. с учетом совместно проживающего с ней несовершеннолетнего сына О. повлекло нарушение её жилищных прав, предусмотренных статьями 17, 40 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", решением Магаданской городской Думы от 08 июня 2006 года N 65-Д "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения".
Просил возложить на мэрию города Магадана обязанность предоставить Кондурцевой О.Г. с учетом совместно проживающего с ней несовершеннолетнего сына О. изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение площадью не менее 30 кв.м., расположенное на территории города Магадана по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Магаданского городского суда от 19 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, на мэрию города Магадана возложена обязанность предоставить Кондурцевой О.Г., "дата" года рождения, с учетом несовершеннолетнего ребенка О., "дата" года рождения, изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров, расположенное на территории города Магадана, по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе мэрия города Магадана просит решение суда отменить и принять по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска. В качестве оснований к отмене судебного постановления приводит доводы аналогичные, изложенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
По мнению ответчика, предоставление жилого помещения данной категории граждан возможно только после включения гражданина в областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако Кондурцева О.Г. в областной список не включена.
Указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы о необходимости соблюдения процедуры, установленной федеральным и областным законодательством, в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Отмечает, что финансовое обеспечение государственных полномочий Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета, использование которых допускается только по целевому назначению.
Бюджетные средства на обеспечение Кондурцевой О.Г. жилым помещением в 2015 году предусмотрены не были. В этой связи полагает, что право истца на обеспечение жилым помещением мэрией города Магадана не нарушено.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам, изложенным ответчиком в апелляционной жалобе.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суду сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал. Учитывая мнение явившихся лиц, руководствуясь положениями части 1 статьи 327, части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и поданных относительно жалобы возражений, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решении по доводам апелляционной жалобы мэрии города Магадана.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что Кондурцева О.Г., "дата" года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Магаданского городского суда от "дата" по гражданскому делу N ... мать Кондурцевой О.Г. - К.М. ограничена в родительских правах по отношению к несовершеннолетней дочери (л.д. 23-32). "дата" К.М. умерла. Сведения об отце Кондурцевой О.Г. были внесены в книгу записей рождений на основании заявления её матери (л.д. 20).
Постановлением мэрии города Магадана от 29 марта 2011 года N ... за Кондурцевой О.Г. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по "адрес" (л.д. 36-37).
Согласно справке с места регистрации от 03 апреля 2015 года в данном жилом помещении зарегистрированы: Б.Е. (сестра истицы) и её дочь Б.М., К.Д. (брат), Кондурцева О.Г. и её сын О., "дата" года рождения (л.д. 38).
Постановлением мэрии города Магадана от 09 июля 2015 года установлен факт невозможности проживания Кондурцевой О.Г. в занимаемом жилом помещении, поскольку в квартире общей площадью 51,3 кв.м. наряду с истицей зарегистрированы и проживают еще четыре человека, ввиду чего общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее нем, составляет 10,26 кв.м., то есть менее установленной в муниципальном образовании "Город Магадан" учётной нормы (13 кв.м.).
Жилых помещений в собственности на территории города Магадана, поселка Сокол, поселка Уптар Кондурцева О.Г. не имеет (л.д. 35,38).
По результатам рассмотрения заявления Кондурцевой О.Г. отделом опеки и попечительства управления образования мэрии города Магадана 14 июля 2015 года принято решение о ее включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения с учетом имущественных прав и интересов её несовершеннолетнего ребенка - О. на 2017 год.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, действующей в редакции Федеральных законов от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, от 02 июля 2013 года N 185-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 указанной статьи).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Федерального закона. В указанный список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет (пункт 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по нормам предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма.
При этом при определении характеристик предоставляемого жилого помещения учитываются несовершеннолетние члены семьи лица, обратившегося с заявлением о предоставлении жилого помещения, включенные в Список совместно с ним, в том числе в случаях достижения такими членами семьи совершеннолетия к моменту предоставления жилого помещения.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Кондурцева О.Г. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, " ... " однако, фактически жилым помещением не обеспечена, при этом проживание истца и ее несовершеннолетнего сына в занимаемом ими жилом помещении в установленном порядке признано невозможным, в связи с чем пришел к верному выводу о том, что у Кондурцевой О.Г. возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда с учетом несовершеннолетнего члена ее семьи.
Судебная коллегия находит суждения и выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении и толковании норм материального права, приведенном в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к тому, что обязательным условием предоставления жилого помещения названной категории граждан является включение гражданина в Список на соответствующий год в порядке, утвержденном постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, не являются основанием для отмены решения суда.
Из содержания приведенных выше норм права следует, что федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование Списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться при условии и после включения лиц соответствующей категории в указанный Список.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и его взаимодействие с органами опеки и попечительства по месту жительства лиц, указанной категории и т.п.
В силу положений статьи 2 Закона Магаданской области N 541-ОЗ формирование и ведение Списка осуществляется министерством образования и молодежной политики Магаданской области на основании данных, предоставляемых органами опеки и попечительства по месту жительства лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области.
Следовательно, действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени исполнения органами опеки и попечительства по месту жительства таких лиц своей обязанности по представлению в уполномоченный орган субъекта Списка на очередной год, времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Принимая во внимание, что формирование Списка имеет своей целью, в том числе определение объема субвенций, выделяемых на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебная коллегия отмечает, что отсутствие или недостаточность финансирования на указанные цели не может служить основанием для отказа в обеспечении данной категории лиц жильем по договору найма специализированного жилищного фонда. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья указанной категории граждан касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Таким образом, то обстоятельство, что выделение субвенций из областного бюджета на обеспечение истицы и её несовершеннолетнего сына жилым помещением не предусмотрено в 2015 году, не может служить основанием для ограничения права Кондурцевой О.Г. с учетом несовершеннолетнего члена её семьи на обеспечение жилым помещением договору найма специализированного жилого помещения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, дополнительной аргументации не содержат, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции. Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, повлекших принятие неправильного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия признает обжалуемое судебное постановление законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения.
Председательствующий Бежевцова Н.В.
Судьи Бельмас И.Ю.
Вилер А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.