Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Григоровой Ж.В.
судей Лядовой Т.Р.
Клочко В.П.
при секретаре судебного заседания Нудьга Р.Д.
при участии:
прокурора Б.Е.В.,
иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки сведения не представили
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Д.В.А. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 09 октября 2015 года по делу N33-55/16 (N33-3143/15, N2-1859/15)
по иску прокурора Гагаринского район города Севастополя в интересах субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя
к Д.В.А.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
о признании недействительным свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество и истребовании земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
В декабре 2014 года прокурор Гагаринского района города Севастополя в интересах субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя обратился в Гагаринский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Д.В.А., в котором, с учетом заявления об уточнении исковых требований, просил признать недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок серии САК N, индексный номер N от 15 июня 2013 года, выданное Д.В.А. Регистрационной службой Главного управления юстиции в городе Севастополе, истребовать в государственную собственность субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя из незаконного владения Д.В.А. земельный участок площадью 0,07 га, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер: N.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки прокуратурой района выявлен факт незаконного возникновения у ответчика права частной собственности на спорный земельный участок, который ранее находился в собственности города Севастополя, и безосновательно выбыл из собственности территориальной громады города Севастополя без соответствующего волеизъявления собственника земли.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 09 октября 2015 года исковые требования удовлетворены: признано недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок серии САК N, индексный номер 4921905 от 15 июня 2013 года, выданное Д.В.А. Регистрационной службой Главного управления юстиции в городе Севастополе, истребован в государственную собственность субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя из незаконного владения Д.В.А. земельный участок площадью 0,07 га, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Представитель Правительства Севастополя, Д.В.А. не явились, до начала судебного заседания от Правительства Севастополя поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о дате, времени и месте судебного заседания, судебная коллегия, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, не усматривает оснований для изменения или отмены оспариваемого решения суда исходя из следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 05 июня 2013 года Главным управлением Государственного земельного агентства в городе Севастополе, на основании технической документации по землеустройству об установлении границ земельного участка в натуре (на местности) от 20 мая 2013 года, разработанной ЧП "Севастопольское землепользование", осуществлена государственная регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре, расположенного по адресу: "адрес", целевое назначение: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), общая площадь 0,0700 га, кадастровый N, что подтверждается извлечением из Государственного земельного кадастра о земельном участке, номер извлечения НВ- N от 05 июня 2013 года (л.д.131-133).
Свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество серии САК N, индексный номер N от 15 июня 2013 года, подтверждается принадлежность на праве собственности Д.В.А. земельного участка (л.д.122).
В соответствии с извлечением Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности индексный номер N от 15 июня 2013 года, согласно заявлению Д.В.А. от 12 июня 2013 года, регистрационный номер N, на основании решения государственного регистратора прав на недвижимое имущество от 15 июня 2013 года N, 15 июня 2013 года зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" целевое назначение: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), общая площадь 0,0700 га, кадастровый N (л.д.121).
Действия по оформлению права собственности на спорный земельный участок совершены Д.В.А. на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N954-р от 02 апреля 2010 года, в соответствии с копией которого предписано утвердить обслуживающему кооперативу "Жилищно-строительный кооператив "ЛЮБИМОВКА" проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 1,2 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), расположенные в районе "адрес", передать гражданам Украины - членам обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "ЛЮБИМОВКА" в собственность земельные участки 1,2 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), с отнесением указанных земель к землям жилой и общественной застройки, оформить и выдать государственные акты гражданам Украины - членам обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "ЛЮБИМОВКА" о праве собственности на земельные участки в соответствии с технической документацией, обязать граждан - членов обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "ЛЮБИМОВКА" использовать земельные участки по целевому назначению с соблюдением градостроительного, природоохранного и земельного законодательства, Главному управлению Госкомзема в городе Севастополь внести соответствующие изменения в земельно-учетную документацию, обеспечить сохранение ходатайств граждан - членов обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "ЛЮБИМОВКА" и документов, являющихся основанием для оформления и выдачи государственных актов.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Судебная коллегия отмечает, что спорные отношения возникли в период действия на территории города федерального значения Севастополя законодательства государства Украины.
Из статьи 9 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения) следовало, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Также согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Исходя из анализа указанных правовых норм, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, следует, что полномочия относительно распоряжения земельных участков, находящихся в границах города Севастополя, относились к компетенции Севастопольского городского Совета. Таким образом, судебная коллегия отмечает, что спорное распоряжение, в нарушение статьи 19 Конституции Украины, принято неуполномоченным органом властных полномочий, а именно Севастопольской городской государственной администрацией.Также, из материалов дела усматривается, что согласно письму Севастопольской городской государственной администрации от 29 ноября 2013 года N11971/28/1-13/8600 в системе автоматизации делопроизводства и электронного документооборота базы данных СГГА "Дело 8.8" зарегистрировано распоряжение председателя СГГА от 02 апреля 2010 года N954-р "О предоставлении разрешения публичному акционерному обществу "Райффайзен банк АВАЛЬ" на разработку проекта землеустройства о передаче в аренду земельного участка по адресу: "адрес" для реконструкции и обслуживания здания банка". В соответствии с журналом регистрации входящей корреспонденции Управления градостроительства и архитектуры СГГА за 2010 год по вх.N4-1/959 от 10 февраля 2010 года зарегистрировано заявление ОК "ЖСК "Любимовка" и передано для исполнения начальнику отдела генерального плана Управления градостроительства и архитектуры СГГА. При этом в письме сообщено, что на протяжении 2009-2010 годов в отделе работы по обращениям граждан Севастопольской городской государственной администрации не зарегистрированы обращения о выделении земельных участков от граждан - членов обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "ЛЮБИМОВКА", входящих в список членов кооператива.
Как следует из ответа Государственного казенного учреждения Архив города Севастополя от 08 сентября 2015 года N1448/з, в архивном фонде Севастопольской городской государственной администрации имеется распоряжение N954-р от 02 апреля 2010 года, однако сведения о предоставлении гражданам - членам обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "ЛЮБИМОВКА" земельных участков по адресу: "адрес") в указанном распоряжении не имеется. В архивном фонде Главного управления земельных ресурсов в городе Севастополе за 2010 год имеется копия распоряжения председателя Севастопольской городской государственной администрации N954-р от 02 апреля 2010 года и копия приложения к нему, в котором имеются сведения о предоставлении гражданам - членам ОК "ЖСК "Любимовка" земельных участков по адресу: "адрес").
Также, судом первой инстанции установлено, что в соответствии с журналом учета выдачи бланков Севастопольской городской государственной администрации бланк строгой отчетности с номером 001772, на котором изготовлен ненормативный правовой акт в отношении Обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператива "ЛЮБИМОВКА" выдан только 07 апреля 2010 года.
При таких обстоятельствах не представляется возможным судебной коллегии сделать вывод о том, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации N954-р от 02 апреля 2010 года является действующим как принятое с соблюдением действующего законодательства, в связи с чем утверждения ответчика о том, что указанное распоряжение в установленном порядке не оспорено и не отменено, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Необоснованными признаются судебной коллегией ссылки заявителя на обращение с исковым заявлением неуполномоченного лица исходя из следующего.
11 марта 2014 года Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 года Советом Федерации одобрен Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Федеральным Конституционным Законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1,7,9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.
Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органа - Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящимися в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Правительство Севастополя является надлежащим истцом по делу.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции без участия надлежащего ответчика - государства Украина в лице Кабинета Министров Украины, так как истцом, хотя и заявлены требования о признании недействительным свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, фактически оспаривается распоряжение и решение иностранных государственных органов, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку деятельность государственных органов Украины на территории Республики Крым и города Севастополя прекращены, полномочия по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя переданы Правительству Севастополя.
Помимо указанного, следует отметить, что предметом спора по настоящему делу является не обжалование действий должностных лиц органов государственной власти Украины, связанные с регистрацией права собственности на спорный земельный участок и выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, а оспаривание права собственности на земельный участок, зарегистрированного при отсутствии правовых оснований его возникновения.
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о пропуске истцом при подача иска срока исковой давности, поскольку к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, не опровергает выводов суда первой инстанции ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что 18 марта 2014 года уголовное производство по факту подделки распоряжения N954-р от 02 апреля 2010 года было прекращено в связи с отсутствием состава уголовного правонарушения, так как постановлением заместителя прокурора Гагаринского района города Севастополя от 15 июня 2015 года постановлением старшего следователя СО Гагаринского РО УМВД Украины в городе Севастополе от 18 марта 2014 года отменено, материалы проверки - уголовное производство направлены в ОМВД РФ по Гагаринскому району города Севастополя для проведения дополнительной проверки и принятия решения в порядке статей 144-145 УПК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 09 октября 2015 года по делу N33-55/16 (N2-1859/15) оставить без изменения, а апелляционную жалобу Д.В.А. - оставить без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Ж.В. Григорова
Судьи Т.Р. Лядова
В.П. Клочко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.