Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 12 января 2016 г. по делу N 33а-10/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Тарабакина А.В. и Двойцева Ю.В., при секретаре судебного заседания Лапатиной В.Н., с участием административного истца Лизуновой Н.С. и её представителя Пожилова Д.А., представителя административного ответчика - командира войсковой части ... Шиляева А.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Лизуновой Надежды Сергеевны на решение Томского гарнизонного военного суда от 16 октября 2015 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление бывшей военнослужащей войсковой части ... Лизуновой Н.С. об оспаривании действий воинского должностного лица, связанных с исключением из списков личного состава названной части без предоставления жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Двойцева Ю.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебного постановления, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выступление административного истца Лизуновой Н.С. и её представителя Пожилова Д.А. в её обоснование, а также объяснения представителя административного ответчика Шиляева А.С., возражавшего против удовлетворения апелляционного обращения, окружной военный суд
установил:
как видно из материалов дела, Лизунова проходила военную службу по контракту в должности контроллера ... взвода войсковой комендатуры ... стрелкового батальона войсковой части ... По месту службы она обеспечена служебным жилым помещением по установленным нормам. Общая продолжительность военной службы Лизуновой составляет более 13 лет.
С 15 декабря 2014 года решением жилищной комиссии войсковой части ... Лизунова признана нуждающейся в обеспечении жильем для постоянного проживания.
Приказом командира указанной воинской части от 15 декабря 2014 года N ** административный истец уволена с военной службы по основанию, установленному подпунктом "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с признанием её военно-врачебной комиссией не годной к военной службе), а с 11 сентября 2015 года исключена из списков личного состава части.
Посчитав свои права нарушенными, Лизунова обжаловала в судебном порядке действия командира войсковой части ... , связанные с исключением её из списков личного состава без обеспечения жильем по избранному после увольнения постоянному месту жительства.
Решением Томского гарнизонного военного суда от 16 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований Лизуновой отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам, неполное исследование доказательств и неправильное применение правовых норм, просит отменить состоявшееся судебное постановление и принять по делу новое решение об удовлетворении своего административного искового заявления.
В обосновании этого, анализируя обстоятельства спора и отдельные нормы федерального законодательства, приводит доводы, образующие в своей совокупности суждение о том, что без её согласия она не может быть исключена из списков личного состава части до предоставления жилого помещения для постоянного проживания или жилищной субсидии. При этом наличие в пользовании служебного жилого помещения не свидетельствует об обеспеченности её жильём.
В принесённых возражениях заместитель военного прокурора Томского гарнизона подполковник юстиции Имыкшенов В.К. обосновывает несостоятельность жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Представитель командира войсковой части ... Шиляев А.С. в своих возражениях также просит оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства.
04 мая 1999 года Правительство Российской Федерации постановлением N 487 утвердило Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Согласно пунктам 4 и 5 данного Положения обозначенный договор прекращается по окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими. Вместе тем его расторжение недопустимо в отношении военнослужащих, уволенных по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, поскольку они не обеспечены жилыми помещениями для постоянного проживания.
Как видно из материалов дела, в 2002 году Лизунова заключила первый контракт о прохождении военной службы. По истечению более 10 лет её уволили по состоянию здоровья. До издания соответствующего приказа ей по месту службы на семью предоставили служебную квартиру по установленным нормам, где она проживает в настоящее время. Основанием для вселения в жилое помещение выступил договор найма, заключённый заявителем с войсковой частью ... в 2011 году. Согласно этому документу по окончании срока службы административный истец обязалась освободить квартиру под угрозой выселения без предоставления другого жилого помещения, поскольку иное не предусмотрено ЖК Российской Федерации.
В силу положений статей 3, 4, 168, 422 и пункта 4 статьи 421 ГК Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент достижения упомянутого соглашения, приведённое условие является ничтожным в связи с его противоречием постановлению Правительства Российской Федерации от 04 мая 1999 года N 487, изданному во исполнение Закона N 76-ФЗ. Следовательно, в этой части указанный договор не может быть применён.
Вопреки жалобе на спорные правоотношения также не распространяются требования главы 10 ЖК Российской Федерации, предусматривающие прекращение договора найма специализированного жилого помещения в случае увольнения нанимателя со службы.
Придерживаясь такой позиции, апелляционная инстанция исходит из приоритета норм Закона N 76-ФЗ, касающихся обеспечения названными жилыми помещениями в рамках военной службы. Данные нормы наряду с основанными на них правовыми актами меньшей юридической силы, конкретизирующими требования Закона N 76-ФЗ, специально предназначены для регулирования соответствующих отношений с участием военнослужащих. В отличие от указанных норм положения ЖК РФ о предоставлении служебных жилых помещений и пользовании ими носят общий характер и не ограничивают своё действие по кругу лиц обозначенной категорией граждан.
Принимая во внимание изложенное, заявителя нельзя отнести к числу нуждающихся в получении жилых помещений по последнему месту военной службы. В связи с этим запрет на увольнение, обусловленный отсутствием у военнослужащих жилья, который содержится в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 Закона N 76-ФЗ, к Лизуновой не применим.
Кроме того, согласно п. 13 ст. 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих", граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Иное толкование правовых норм, приведённое в жалобе, не вытекает из законодательства, подлежащего применению, а поэтому доводы Лизуновой подлежат отклонению.
Материальный закон судом применён правильно. Нарушений норм гражданского процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного постановления, из материалов дела не усматривается.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.177, 307 - 311 КАС Российской Федерации, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Томского гарнизонного военного суда от 16 октября 2015 года в отношении Лизуновой Надежды Сергеевны оставить без изменения, а её апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.В. Двойцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.