Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес)-Югры в составе:
председательствующего (ФИО)6,
судей (ФИО)5, Назарука М.В.,
при секретаре (ФИО)3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 Балазар оглы к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития (адрес) - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 Балазар оглы к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития (адрес)-Югры в присвоении (ФИО)1 Балазар оглы звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития (адрес)-Югры присвоить (ФИО)1 Балазар оглы звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития (адрес)-Югры в пользу (ФИО)1 Балазар оглы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.".
Заслушав доклад судьи (ФИО)5, судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития (адрес) - Югры (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении на ответчика обязанности по присвоению указанного звания, мотивируя требования следующим. На основании приказа Министра энергетики РФ он награжден почетной грамотой Министерства энергетики РФ за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса, на основании приказа Министра промышленности и энергетики РФ он награжден благодарностью Министерства промышленности и энергетики РФ за образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в народном хозяйстве. Почетная грамота и благодарность относятся к ведомственным наградам за труд и являются основанием для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда". Однако ответчиком отказано истцу в присвоении звания по причине того, что указанная почетная грамота и благодарность не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) (номер)-п. (ФИО)1 считает отказ ответчика в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, влекущим нарушение его прав на получение соответствующих льгот.
В судебное заседание истец (ФИО)1, представитель Департамента не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст. 7 Федерального закона РФ от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах", положений Закона (адрес) - Югры от (дата) (номер)-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре", ст. 85 БК РФ, постановления Правительства (адрес) - Югры от (дата) (номер)- (адрес) полагает, что судом не приняты во внимание нормы материального права, определяющие, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с этими полномочиями названные публично-правовые образования вправе самостоятельно утверждать соответствующий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Поскольку почетная грамота Министерства энергетики РФ и благодарность Министерства промышленности и энергетики РФ не предусмотрены Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) (номер)-п, то отсутствуют основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного постановления.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения (ФИО)1 с настоящим иском в суд послужил неправомерный, по его мнению, отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры в присвоении звания "Ветеран труда".
Судом первой инстанции установлено, доводами жалобы не опровергается, что (ФИО)1 обратился в уполномоченный орган с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", ссылаясь на наличие у него ведомственных наград за труд - почетной грамоты Министерства энергетики Российской Федерации, которой он награжден на основании приказа Министра энергетики Российской Федерации (номер)п от (дата), благодарности Министерства промышленности и энергетики РФ, которой он награжден на основании приказа Министра промышленности и энергетики РФ (номер)п от (дата). Однако в присвоении звания "Ветеран труда" истцу было отказано по тому основанию, что почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации, благодарность Министерства промышленности и энергетики РФ не предусмотрены Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) (номер)-п, в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Постанавливая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" (далее Закона N 5-ФЗ), согласно которым ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом (адрес) - Югры от (дата) (номер)-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" (подпункт 2 пункта 4 статьи 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
По смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 данного Закона.
В пределах предоставленных полномочий законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования (ФИО)1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) (номер)-п), определившим исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения звания "Ветеран труда" гражданам субъекта.
Статья 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения наград, знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от (дата) N 19 (в редакции от (дата)) благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от (дата) N 11 (в редакции от (дата)) почетная грамота отнесена к ведомственным наградам Министерства энергетики Российской Федерации.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" и Законом (адрес) - Югры от (дата) (номер)-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" основания, а именно награждение ведомственными наградами за труд и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии у истца права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ему указанного звания.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Оспаривая решение суда в апелляционном порядке, ответчик приводит доводы, аналогичные представленным в суде первой инстанции возражениям против заявленных требований. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по приведенным выше основаниям обоснованно отклонены судом.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития (адрес) - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий (ФИО)6
Судьи: (ФИО)5
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.