Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" Бальченко Г.Ю. на решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз"),
установил:
постановлением начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры Мальцевой С.А. N 09-1101/2015 от 25 сентября 2015 года юридическое лицо - ООО "РН-Юганскнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста десяти тысяч рублей за нарушение правил противопожарной безопасности в лесах, а именно: в загрязнении лесного массива подтоварной водой в результате отказа 30 июня 2015 года в 15 часов 20 минут водовода O 114 т.84 (вр.к.164) - к.154 Правдинского месторождения нефти в квартале 198 выделе 49 Нефтеюганского лесничества Лемпинского участкового лесничества Нефтеюганского района площадью 0,0074 га.
Решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "РН-Юганскнефтегаз" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" Бальченко Г.Ю. просит решение судьи районного суда отменить в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Природнадзора Югры Кульжик Л.Г., возражавшей против доводов жалобы, оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Из материалов дела следует, что 30 июня 2015 года в 15 часов 20 минут в результате инцидента, произошедшего на водоводе O 114 т.84 (вр.к.164) - к.154 Правдинского месторождения нефти в квартале 198 выделе 49 Нефтеюганского лесничества Лемпинского участкового лесничества Нефтеюганского района ООО "РН-Юганскнефтегаз" допущено загрязнение подтоварной водой лесного массива площадью 0,0074 га.
Согласно расчету жидкости, излившейся из трубопровода при инциденте на высоконапорном водоводе от 30 июня 2015 года, общее количество жидкости, вытекшей на поверхность составило 1,633 м3.
Подтоварная вода - это отход, который образуется после сепарации нефти из нефтесодержащей жидкости, поднятой со скважины, и является загрязняющим веществом, содержащим тяжелые фракции нефти и минеральные соли и имеет 3-ий класс по токсичности. Попадание подтоварной воды на почвы наносит вред окружающей среде.
Согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2011 N 5-п (в редакции постановления Правительства ХМАО-Югры от 06.12.2013 N 541-п) "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-мансийского автономного округа - Югры" подтоварная вода отнесена к загрязняющим веществам.
В соответствии с подп. 5.6.3 п. 5.6 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (утв. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п), Служба проводит мероприятия по контролю (плановые (рейдовые) осмотры, обследования, патрулирования) в установленной сфере деятельности.
Авария (инцидент) на водоводе Обществом не отрицается, поэтому в данном случае необходимости по проведению указанных мероприятий по контролю у Службы не имелось.
Факт разлива подтоварной воды, который сам по себе, учитывая состав, физико-химические свойства, а также высокую токсичность вещества свидетельствует о факте загрязнения участка лесного фонда, подтвержден письменными доказательствами по делу.
Поступление в естественную экологическую систему нехарактерных и опасных для нее загрязняющих веществ оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, приводит к порче земли.
Причинение окружающей среде вреда подтверждается самим фактом аварии (инцидента) на водоводе. Отсутствие взятия проб не означает, что вред окружающей среде не был причинен, поскольку высокая токсичность подтоварной воды в любом случае является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения действующего законодательства в материалах дела не имеется и Обществом суду не представлено.
Таким образом, вывод судьи районного суда о том, что Обществом допущено загрязнение лесного массива подтоварной водой, является верным. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" оставить без изменения, жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" Бальченко Г.Ю. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры подпись С.М. Ушакова
Копия верна:
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры С.М. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.