Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Яроцкой Н.В.,
СУДЕЙ: Мурина В.А., Малыгиной Г.В.,
при секретаре: Шалиной Н.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Киселева В.Р. на решение Псковского городского суда Псковской области от 02 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Киселева В.Р. к Муниципальному предприятию города Пскова "Горводоканал" об обязании прекратить высылать квитанции для оплаты затрат по установке общедомового прибора учета холодного водоснабжения и отозвать ранее выставленные квитанции, оставить без удовлетворения.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Малыгиной Г.В., заслушав объяснения истца Киселева В.А., представителя ответчика - МП г.Пскова "Горводоканал" - Пискуновой С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киселев В.Р. обратился в суд с иском к МП г.Пскова "Горводоканал" об обязании прекращения направления квитанций для оплаты затрат по установке общедомового прибора учета холодной воды и отзыве ранее выставленных квитанций.
В обоснование требований указал, что в декабре 2014 года в "****", в котором он проживает, ответчиком установлен общедомовой прибор учета холодной воды, в связи с чем собственникам помещений направляются квитанции для оплаты затрат по его приобретению и установке.
Вместе с тем, частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ установлено, что требования по организации учёта используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, подлежащие капитальному ремонту до 01 января 2013 года.
Ссылаясь на Закон РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Ведомственные строительные норм (ВСН 58-88), утверждённые Приказом Госкомархитектуры СССР от 23 ноября 1988 года N 312, истец полагал, что у бывшего наймодателя (местного муниципалитета) имеется неисполненная обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, поскольку нормативный срок эксплуатации дома (15 лет) истёк. При этом капитальный ремонт не проводился с момента ввода в дома в эксплуатацию - с 1980 года, в связи с чем обязанность по приобретению и установке общедомового прибора учёта холодной воды лежит на местном муниципалитете в лице МП г.Пскова "Горводоканал".
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Администрация г.Пскова и управляющая организация ООО "Девятый район".
В судебном заседании истец Киселев В.Р. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика - МП г.Пскова "Горводоканал" Пискунова С.А. иск не признала. Ссылалась на законность действий ответчика, исполнившего установленную частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ обязанность по принудительному оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учёта холодной воды, а также на отсутствие доказательств нуждаемости многоквартирного "****" в капитальном ремонте по состоянию на 01 января 2013 года.
Представитель третьего лица - ООО "Девятый район" в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Администрации г.Пскова в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Киселева В.Р. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и противоречивостью изложенных в нём выводов.
В частности, ссылаясь на статью 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и ВСН 58-88, указывает, что истечение нормативного срока эксплуатации многоквартирного дома само по себе является основанием для проведения бывшим наймодателем капитального ремонта. Обращает внимание, что суд, указав, что доводы искового заявления основаны на правильном толковании закона, тем не менее, необоснованно отказал в его удовлетворении. Просит отменить решение, удовлетворить его исковые требования в полном объёме и разъяснить выводы суда.
В возражениях на апелляционную жалобу МП г.Пскова "Горводоканал" считает решение законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Киселев В.Р. поддержал апелляционную жалобу.
Представитель ответчика - МП г.Пскова "Горводоканал" - Пискунова С.А. возражала против её удовлетворения.
Третьи лица: Администрация г.Пскова и ООО "Девятый район", при надлежащем извещении, своих представителей для участия в суде апелляционной инстанции не направили.
Поскольку, в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте его проведения, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Из дела следует, что истец Киселев В.Р. проживает по адресу: "****".
Указанный дом обслуживается управляющей компанией - ООО "Девятый район".
В августе 2013 года ООО "Девятый район" направило в адрес МП г.Пскова "Горводоканал" письмо, в котором сообщило, что в "****" не установлены приборы учета коммунальных ресурсов.
20 декабря 2013 года между МП г.Пскова "Горводоканал" (заказчик) и ЗАО "Водоканал-Центр Измерений" (подрядчик) заключен договор на установку коллективных (общедомовых) узлов учета холодного водоснабжения, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство поставить и установить узлы учета холодной воды, а заказчик обязался оплатить их стоимость, работы по установке, включая стоимость арматуры и устройств узла учета, программное обеспечение и гарантийное обслуживание.
Работы по установке узла учета холодный воды в подвале "****" ЗАО "Водоканал-Центр Измерений" выполнены, узел учёта принят в эксплуатацию 12 сентября 2014 года, что подтверждается актом приёма (****).
Данное обстоятельство явилось основанием для предъявления ответчиком требований к собственникам помещений многоквартирного дома по возмещению вышеуказанных понесённых расходов.
В соответствии со статьёй 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями части 3 статьи 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В статье 36 ЖК РФ определен состав имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 22 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно подпункту "ж" пункта 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 261-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5).
С 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
До 01 июля 2013 года в отношении объектов, предусмотренных частью 5 данной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 данной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 рассматриваемой статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки (часть 12).
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до (дд.мм.гг.).
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, правильно исходил из того, что юридически значимым обстоятельством по делу, подлежащим выяснению, является установление факта нуждаемости многоквартирного "****" в капитальном ремонте на указанную дату.
Как следует из дела, доказательств нуждаемости данного многоквартирного дома в капитальном ремонте на 01 января 2013 года, суду не представлено.
Действительно, в Приложении N 2 ВСН 58-88 указано, что минимальная продолжительность эффективной эксплуатации полносборных крупнопанельных, крупноблочных, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями жилых домов, при нормальных условиях эксплуатации, до постановки на капитальный учёт составляет 15 - 20 лет.
Однако, пунктом 2.2 раздела 2 ВСН 58-88 определено, что сроки проведения ремонта зданий и объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым Приложением N 2.
Таким образом, предусмотренные ВСН 58-88 сроки эффективной эксплуатации многоквартирных домов, носят не обязывающий, а рекомендательный характер, и, в любом случае, основанием для проведения капитального ремонта является не само по себе истечение этих сроков, а документально подтверждённая оценка технического состояния дома. По изложенному основанию соответствующий вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным.
В системе действующего жилищного законодательства, в зависимости от оценки технического состояния, различаются жилищные объекты, на которые, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, не распространяются требования по организации учёта используемых коммунальных ресурсов и применения приборов их учёта при осуществлении расчётов (ветхие, аварийные, подлежащие сносу дома или дома, требующие капитального ремонта), в отношении которых предусмотрены две правовые формы признания их таковыми.
Так, основания для признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции перечислены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, в соответствии с пунктом 7 которого соответствующими полномочиями наделены межведомственные комиссии, созданные в установленном порядке органами местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 42 и 47 Положения межведомственная комиссия вправе принять решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по результатам оценки его соответствия установленным требования, в том числе на основании заявлений собственников помещений многоквартирного дома.
Принятие решений о капитальном ремонте общего имущества, в силу пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04 июня 2011 года N 123-ФЗ), отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, для распространения действия части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ на многоквартирный дом "****", на 01 января 2013 года должно было быть либо заключение межведомственной комиссии о признании его аварийным, подлежащим сносу, реконструкции на основании заявлений собственников помещений, либо принятое в установленном порядке решение собственников помещений о признании его нуждающимся в капитальном ремонте.
Поскольку, как заключение межведомственной комиссии, так и решение собственников помещений, на 01 января 2013 года отсутствовали, действия ответчика по оснащению многоквартирного дома прибором учёта воды и предъявления к собственникам помещений требований по возмещению понесённых расходов, являются правомерными.
Ссылку истца на положения статьи 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" об обязанности бывшего наймодателя произвести капитальный ремонт дома, судебная коллегия отклоняет ввиду отсутствия доказательств нуждаемости дома в проведении капитального ремонта на момент первой приватизации.
Довод апелляционной жалобы о противоречивости выводов решения суда судебная коллегия также отклоняет, поскольку из содержания решения чётко усматривается, что суд первой инстанции исходил из ошибочности толкования истцом норм материального права. Поэтому содержащуюся на листе 4 решения фразу о правильном толковании истцом закона судебная коллегия признаёт опиской.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, данные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не содержат сведений, нуждающихся в дополнительной проверке.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных статьёй 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого решения, у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 02 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Киселева В.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В.Яроцкая
Судьи: В.А.Мурин
Г.В.Малыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.