Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Яроцкой Н.В.,
СУДЕЙ: Мурина В.А., Малыгиной Г.В.,
при секретаре: Шалиной Н.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Максимова А.Н. на решение Великолукского городского суда Псковской области от 02 ноября 2015 года, которым постановлено:
В иске Максимову А.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Южное" и Муниципальному унитарному предприятию "Единый расчетно-кассовый центр г. Великие Луки" о признании незаконной деятельности по обработке персональных данных отказать.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Малыгиной Г.В., заслушав объяснения Максимова А.Н. и его представителя Богданова Д.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Максимов А.Н. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к ООО "Управляющая организация Южное" и МУП "Единый расчётно-кассовый центр г.Великие Луки" о признании незаконной деятельности по обработке его персональных данных.
В обоснование иска указал, что является собственником "****". Управление указанным жилым домом осуществляет ООО "Управляющая организация Южное".
В нарушение положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка и распространение персональных данных возможна лишь с согласия субъекта персональных данных, однако управляющая организация передала МУП "ЕРКЦ г. Великие Луки" функции по оказанию услуг по ведению лицевых счетов, в том числе учет зарегистрированных в жилых помещениях граждан, приему документов на регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства, без согласия Максимова А.Н. на обработку персональных данных, тем самым нарушив его права.
Просил признать незаконной обработку его персональных данных ответчиком МУП "ЕРКЦ г. Великие Луки" при оказании услуг по регистрационному учету, хранению копий правоустанавливающих и других документов, являющихся основанием для проживания или нахождения граждан в помещении, и обязать ООО "Управляющая организация Южное" обеспечить прекращение МУП "ЕРКЦ г. Великие Луки" неправомерной обработки персональных данных. Просил также взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и судебные расходы.
В судебное заседание истец Максимов А.Н. не явился, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя. Богданова Д.П., поддержавшего иск по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика - ООО "Управляющая организация Южное" -Ралдугина Е.А. иск требования Максимова А.Н. не признала. Пояснила, что управляющая организация осуществляет управление многоквартирным домом, в котором проживает истец, с 01 июня 2015 года по результатам открытого конкурса. Обработка персональных данных истца необходима в целях исполнения договора управления. Функциями по обработке, расчету, начислению, направлению квитанций об оплате жилья и коммунальных услуг, а также приему платежей в силу договорных отношений наделено МУП "ЕРКЦ г. Великие Луки". Согласие субъекта персональных данных на их обработку в таком случае не требуется. Кроме того, истец сам предоставлял свои данные указанному лицу, с заявлением об их обезличивании не обращался. Условие о соблюдении конфиденциальности при обработке данных истца не нарушено. Доказательств незаконности обработки данных истца последним не представлено. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика - МУП "ЕРКЦ г. Великие Луки" - Ильина Е.М. иск Максимова А.Н. не признала. В письменных возражениях указала, что в силу договорных отношений, возникших между управляющей организацией и МУП "ЕРКЦ г. Великие Луки", осуществляющим начисление платы за ЖКУ и доставку квитанций, во исполнение требований жилищного законодательства предоставление персональных данных жильца многоквартирного дома Максимова А.Н. является допустимым, положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" не нарушающим. Кроме того, Максимов А.Н. сам в добровольном порядке предоставил в МУП "ЕРКЦ" свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости - доли в праве общей долевой собственности на квартиру, в котором содержатся его персональные данные, и которые используются в целях начисления платы за ЖКУ. Также Максимов А.Н. непосредственно сам обращался в МУП "ЕРКЦ" с письменным заявлением о перерасчете платы за жильё. Указанные обстоятельства свидетельствует о его согласии на обработку персональных данных, что подтверждено положениями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Просила в иске отказать в полном объёме.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Максимова А.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что деятельность МУП "ЕРКЦ г.Великие Луки" по обработке персональных данных истца является незаконной ввиду отсутствия его согласия на эту обработку.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Максимов А.Н.и его представитель Богданов Д.П. поддержали доводы апелляционной жалобы. В частности, Максимов А.Н. указал, что связан договорными отношениями только с управляющей организацией, никаких отношений с МУП "ЕРКЦ г.Великие Луки" не имеет и указанному ответчику не доверяет.
Ответчики: ООО "Управляющая организация Южное" и МУП "ЕРКЦ г.Великие Луки", при надлежащем извещении, своих представителя в суд апелляционной инстанции не направили, в письменном заявлении МУП "ЕРКЦ г.Великие Луки" просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Поскольку, в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте его проведения, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Из дела следует, что Максимов А.Н. является собственником 13/17 долей в праве общей долевой собственности на "****", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дд.мм.гг.).
Управление и техническое обслуживание указанного многоквартирного жилого дома в результате открытого конкурса осуществляет ООО "Управляющая организация Южное", что подтверждается договором управления многоквартирным домом от (дд.мм.гг.) (****).
По условиям договора управления многоквартирным домом от (дд.мм.гг.) (****) управляющая организация взяла на себя обязательства: по начислению, сбору, расщеплению платежей собственников за жилищно-коммунальные и прочие услуги; по выдаче по требованию собственника и иных лиц, действующих по распоряжению собственника, справок установленного образца, копий финансового лицевого счета и иных предусмотренных действующим законодательством документов; по регистрационному учету граждан; по хранению копий правоустанавливающих документов на помещение, а также документов, являющихся основанием проживания или нахождения граждан в помещении (пункт 2.1.6. Договора).
Положениями пунктов 2.1., 2.2. Устава Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр г. Великие Луки", утвержденного распоряжением Администрации г.Великие Луки от 02 сентября 2004 года (****), предприятие создано в целях формирования единой городской системы начисления, расчета и обработки жилищно-коммунальных и иных платежей населения и получения прибыли; для достижения указанных целей Предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке виды деятельности (предмет деятельности), в том числе, предоставление услуг по начислению и организации сбора платежей (подпункт 2.2.1. Устава).
Также материалами дела установлено, что 25 января 2012 года между ООО "Управляющая организация Южное" и МУП "ЕРКЦ г. Великие Луки" заключен договор (****) на оказание услуг по начислению, расчету и приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги по многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО "Управляющая организация Южное", а также доставку плательщикам платежных документов (квитанций) для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия МУП "ЕРКЦ г. Великие Луки" по обработке персональных данных истца не противоречат положениям Федерального закона N 152-ФЗ и Жилищного кодекса РФ, поскольку обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных частью 15 статьи 155 ЖК РФ, Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", а также для осуществления прав и законных интересов непосредственно самого истца.
Судебная коллегия признаёт данные выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению в сложившейся ситуации, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Положениями части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулирует Федеральный закон РФ от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (часть 1 статьи 1).
Согласно названному закону платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (статья 2).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей), в целях настоящего Федерального закона, признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3).
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами регулируются Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (часть 1 статьи 1).
В силу положений статьи 6 указанного Федерального закона обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случаях, в том числе: если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных (часть 1).
Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (части 3, 4 статьи 6).
В силу части 16 статьи 155 ЖК РФ при привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия МУП "ЕРКЦ г. Великие Луки", по обработке персональных данных истца осуществлялись в соответствии с действующим законодательством. Доказательства нарушения его прав как субъекта персональных данных, и наступления последствия нарушения этих прав, истцом суду не представлены, поскольку отсутствие его согласия на обработку персональных данных, в силу вышеприведённых норм федерального законодательства, таким нарушением не является.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, данные доводы не содержат сведений, нуждающихся в дополнительной проверке.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных статьёй 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого решения, у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда Псковской области от 02 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Максимова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В.Яроцкая
Судьи: В.А.Мурин
Г.В.Малыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.