Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Уварова В.В.,
судей Малининой О.Н., Курохтина Ю.А.,
при секретаре Медведевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой Н.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области (далее по тексту УПФР в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области) о досрочном назначении пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Поляковой Н.В. на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 22 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Малининой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полякова Н.В. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование требований привела, что *** она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако, ей в этом было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального трудового стажа 30 лет. При этом в специальный ее трудовой стаж не были засчитаны периоды работы:
- в должности диспетчера за время работы в ***: с *** по *** ( ***); с *** по *** ( ***) - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 1 года; с *** по *** ( ***)
- в должности медицинской сестры-диспетчера в ***: с *** по *** ( ***);
- в должности выездного фельдшера в *** с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** ( ***);
- в должности выездного фельдшера в ***.: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** ( ***);
- в должности выездного фельдшера за время работы в *** с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** ( ***);
- в должности фельдшера скорой медицинской помощи медицинской специализированной бригады экстренного реагирования с *** по *** ( ***.).
Указанный отказ был обоснован тем, что названные должности не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Считая отказ в назначении пенсии по старости незаконным, просила назначить ей пенсию по старости, включив в специальный стаж вышеуказанные периоды работы. При этом просила применить к периоду работы в должности фельдшера скорой медицинской помощи медицинской специализированной бригады экстренного реагирования с *** по *** расчет 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 22 сентября 2015 года исковые требования Поляковой Н.В. удовлетворены частично.
Суд обязал УПФР в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области включить Поляковой Н.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью периоды работы, названные периоды работы в должностях диспетчера за время работы в Мичуринской ***, медицинской сестры-диспетчера в ***, выездного фельдшера в ***., выездного фельдшера за время работы в ***, фельдшера скорой медицинской помощи медицинской специализированной бригады экстренного реагирования в календарном исчислении.
В удовлетворении остальной части исковых требований Поляковой Н.В. - отказано.
В апелляционной жалобе Полякова Н.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения в части отказа в применении льготного стажа из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев к периоду с *** по *** в должности фельдшера в медицинской специализированной бригаде экстренного реагирования *** и принятии в этой части нового решения.
Автор жалобы настаивает на том, что она, будучи фельдшером бригады экстренного реагирования в указанный период, фактически выполняла обязанности медицинской сестры-анестезиста. Указывает, что фельдшеры допускались к работе в должности "медсестры-анестезиста" после прохождения специальных курсов по анестезиологии и реанимации. У нее имеется диплом о присвоении квалификации медсестры-анастезиста, а так же сертификаты прохождения курсов повышения квалификации по лечебному делу, в состав которого входит раздел "Анестезиологии и реанимации".
Отмечает, что согласно должностной инструкции в обязанности фельдшера входит, в том числе осуществление подготовки наркозно-дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры к работе, введение больным и пострадавшим лекарственных препаратов по медицинским показаниям, владение методами проведения базовой сердечно-легочной реанимации и так далее. Между тем, указанные обстоятельства не были исследованы в должной мере судом первой инстанции.
Кроме того, полагает, что отсутствие в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" наименования "Бригада экстренного реагирования" и должности фельдшера не меняет функций, ими выполняемых.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - ГУ - УПФ РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области по доверенности Труба А.А. - просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, соответственно жалобу Поляковой Н.В. - без удовлетворения.
Заслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Поскольку решение суда оспаривается только в части включения в специальный стаж в льготном исчислении указанного истицей периода работы в качестве фельдшера медицинской специализированной бригады экстренного реагирования, а также в части досрочного назначения пенсии с момента обращения в пенсионный орган, судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть 3 и 4 ст. 30 вышеуказанного закона, указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иные деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющемся приложением к вышеназванным Правилам, правом на льготное исчисление стажа в указанном выше порядке обладают врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6,8,12,15,16,20,21,27-30 Списка (станции: скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи).
В названном Перечне должность фельдшера отсутствует.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (действовавшего в период до 01.11.1999) среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии исчисление сроков выслуги производилось как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.
Аналогичные положения были предусмотрены Списком и Перечнем, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", которые утратили силу с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют лица, работающие в медицинских учреждениях в должностях, предусмотренных указанными Списками профессий и должностей.
Таким образом, в соответствии с пенсионным законодательством, действующим в спорные периоды, стаж работы в должности фельдшера включается в специальный стаж в календарном исчислении, а работа в должности медицинской сестры - анестезиста в льготном исчислении.
Разрешая спор по существу, оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Поляковой Н.В. в части применения к периоду работы с *** льготного порядка исчисления из расчета 1 год, как 1 год и 6 месяцев, при этом обоснованно исходил из того, что с *** Полякова Н.В. работает в должности фельдшера скорой медицинской помощи медицинской специализированной бригады экстренного реагирования по настоящее время. Каких-либо претензий к работодателю с ее стороны относительно оформления трудовых отношений с ней по должности фельдшера, а не по должности медсестры-анестезиста и соответствующей оплаты труда Поляковой Н.В. предъявлено не было.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными по делу доказательствами.
Вопреки доводам автора жалобы, что в указанный период времени ею фактически выполнялись должностные обязанности медсестры-анестезиста, ничем объективно по делу не подтверждены и опровергаются, как должностными обязанностями Поляковой Н.В. по занимаемой должности, так и сведениями предоставленными работодателем и изложенными в справке *** от ***.
В связи с тем, что продолжительность специального стажа истицы составила, на день обращения с заявлением, менее 30 лет, то суд обосновано отказал истице в признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Оснований для переоценки доказательств и обстоятельств дела по доводам жалобы у судебной коллегии не имеется.
Иных доводов, влекущих отмену постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку доводы жалобы не опровергают обоснованность и законность выводов суда первой инстанции, процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поляковой Н.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.