судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего Лазорина Б.П.
судей Кузьмичева В.Н., Мироновой Н.В.
при секретаре Герасимовой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" в Автозаводском, "адрес"х г. Н. Новгорода и "адрес" к ОАО "ДК "адрес"", ОАО "Нижегородский водоканал" об устранении нарушений требований санитарных правил,
по апелляционной жалобе ОАО "Нижегородский водоканал" на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 июня 2015 года,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Мироновой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,
установила:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" в Автозаводском, "адрес"х г.Н.Новгорода и "адрес" обратилось в суд с иском к ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" об устранении нарушений требований санитарных правил.
В обоснование исковых требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ. в адрес территориального отдела истца поступило обращение ФИО5 проживающей по адресу: "адрес" на несоответствие качества питьевой воды.
С целью рассмотрения обращения, в отношении ОАО "ДК "адрес"" была проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки проводился отбор проб питьевой воды в месте водоразбора: в "адрес".
В результате было установлено, что качество питьевой воды в месте водоразбора в "адрес" по "адрес" не соответствует требованиям п.п. 3.4.1, 3.5 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", а именно: железо составляет "данные изъяты" мг/дм кубический (гигиенический норматив - не более 0.3 мг/дм. кубический), цветность - 23 градуса Цельсия (гигиенический норматив - не более 20 градусов Цельсия), согласно протоколу лабораторных исследований N от ДД.ММ.ГГГГ., выполненному филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в "адрес" в Автозаводском, "адрес"х "адрес"".
Качество питьевой воды на границе эксплуатационной ответственности между ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" и ООО "Атлант Девелопмент" (кран в подвале жилого "адрес" "адрес") не соответствует требованиям п.п. 3.4.1, 3.5 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованного питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", а именно: железо составляет 0.72 мг/дм. кубический (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм. кубический), цветность - 26 градусов Цельсия (гигиенический норматив не более 20 градусов Цельсия), согласно протоколу лабораторных исследований N от 02.10.2013г выполненному филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в "адрес" Автозаводском, "адрес"х "адрес"".
За выявленное нарушение санитарного законодательства главный инженер ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" ФИО6 привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ. и на него наложен штраф в размере - "данные изъяты"
Кроме того, ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" выдано предписание об устранении выявленных нарушений N от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым обществу было предписано: обеспечить качество питьевой воды в месте водоразбора (в "адрес" по пер. Мотальный г. Н. Новгород) в соответствии с требованиями п.п. 3.4.1. 3.5 СанПиП 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Срок исполнения установлен "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ. в результате внеплановой выездной проверки с целью проверки исполнения предписания в отношении ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"", установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений N от ДД.ММ.ГГГГ., не выполнено: качество питьевой воды в месте водоразбора (в "адрес" по пер. Мотальный г. Н. Новгорода не соответствует требованиям п.п. 3.4.1, 3.5 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", а именно железо составляет 1,6 мг/дм. кубический (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм. кубический), мутность - 3,03 мг/л (гигиенический норматив - не более 1,5 мг/л), согласно протоколу лабораторных исследований N от ДД.ММ.ГГГГ., выполненному филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в "адрес" Автозаводском, "адрес"х "адрес"".
В связи с указанным обстоятельством на ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" составлен протокол об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ. по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и выдано повторное предписание об устранении нарушения N от ДД.ММ.ГГГГ. санитарного законодательства с установлением нового срока устранения нарушения-до ДД.ММ.ГГГГ.
В результате проведенной внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ. выявлено, что предписание об устранении нарушений санитарного законодательства N от ДД.ММ.ГГГГ. в установленный срок не выполнено.
В отношении ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" был составлен протокол об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ., согласно ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и выдано повторное предписание об устранении нарушения N от ДД.ММ.ГГГГ. санитарного законодательства с установлением нового срока устранения нарушения-до "данные изъяты"
С ДД.ММ.ГГГГ. в результате внеплановой выездной проверки с целью проверки исполнения предписания в отношении ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"", установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений N от ДД.ММ.ГГГГ не выполнено: качество питьевой воды в месте водоразбора (в "адрес" по "адрес" не соответствует требованиям п.п. 3.4.1, 3.5 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", а именно железо составляет 0,8 мг/дм. кубический (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм. кубический), согласно протоколу лабораторных исследований N от ДД.ММ.ГГГГ., выполненному филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в "адрес" Автозаводском, "адрес"х "адрес"".
В связи с указанным обстоятельством на ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" составлен протокол об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ. по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и выдано повторное предписание об устранении нарушения N от ДД.ММ.ГГГГ. санитарного законодательства с установлением нового срока устранения нарушения-до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ. в результате внеплановой выездной проверки с целью проверки исполнения предписания в отношении ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"", установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений N от ДД.ММ.ГГГГ., не выполнено: качество питьевой воды в месте водоразбора (в "адрес" по пер. "адрес" не соответствует требованиям п.п. 3.4.1, 3.5 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", а именно железо составляет 1,27 мг/дм. кубический (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм. кубический), цветность 34 градуса Цельсия (гигиенический норматив не более 20 градусов Цельсия), согласно протоколу лабораторных исследований N от ДД.ММ.ГГГГ выполненному филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в "адрес" Автозаводском, "адрес"х "адрес"".
По результатам проверки на ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" составлен протокол об административном правонарушении N от 15.12.2014г. по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления многоквартирным домом б/н от ДД.ММ.ГГГГ. соблюдение требований санитарного законодательства обязательно для ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" при оказании услуг по управлению многоквартирным домом.
Между тем, ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" данные обязательства не выполняет и не устраняет нарушения санитарного законодательства.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом измененных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований просит суд:
1) признать незаконным бездействие ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" по не исполнению требований действующего санитарного законодательства, выразившиеся в не доведении качества питьевой воды в месте водоразбора в "адрес".6 по пер.Мотальный г.Н.Новгорода гигиеническим нормативам;
2) возложить на ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" обязанность обеспечить качество питьевой воды в месте водоразбора, в "адрес".6 по "адрес" в соответствии с требованиями п.п.3.4.1, 3.5 СанПин 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы";
3) признать незаконными бездействие ОАО "Нижегородский водоканал" по не исполнению требований действующего санитарного законодательства, выразившиеся в не соответствии качества питьевой воды в месте водоразбора на границе многоквартирного домам N по "адрес" гигиеническим нормативам;
4) возложить на ОАО "Нижегородский водоканал" обязанность обеспечить качество питьевой воды на границе многоквартирного "адрес" "адрес" в соответствии с требованиями п.п.3.4.1, 3.5 СанПин 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"; установить ответчикам срок для устранения нарушений.
Решением Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования были удовлетворены частично.
Суд постановил:Признать незаконным бездействие ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" по не исполнению требований действующего санитарного законодательства, выразившиеся в не доведении качества питьевой воды в месте водоразбора в "адрес".6 по "адрес" гигиеническим нормативам.
Возложить на ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" обязанность в течении 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить качество питьевой воды в месте водоразбора, в "адрес". "адрес" в соответствии с требованиями п.п.3.4.1, 3.5 СанПин 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Признать незаконными бездействие ОАО "Нижегорордский водоканал" по не исполнению требований действующего санитарного законодательства, выразившиеся в не соответствии качества питьевой воды в месте водоразбора на границе многоквартирного домам N "адрес" гигиеническим нормативам.
Возложить на ОАО "Нижегородский водоканал" обязанность в течении "данные изъяты" дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить качество питьевой воды на границе многоквартирного "адрес" "адрес" в соответствии с требованиями п.п.3.4.1, 3.5 СанПин 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
В апелляционной жалобе ОАО "Нижегородский водоканал" ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения иска к ОАО "Водоканал".
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указано, что ОАО "Нижегородский водоканал" (далее Общество, ответчик) не согласно с выводом суда о том, что они обязаны были заключить с транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или сточных вод, договор по транспортировке холодной воды или договор по транспортировке сточных вод, в силу которого данная организация была бы обязана поддерживать водопроводные сети и сооружения на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством РФ требованиям, и обеспечивать транспортировку с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация была бы обязана оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Заявитель жалобы со ссылкой на ФЗ N "О водоснабжении и водоотведении", Постановление Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведении", указывает, что организация, эксплуатирующая отдельные объекты центральной системы холодного водоснабжения должна обратиться в орган, осуществляющий государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, для установления конкретного тарифа на транспортировку воды, на основании которых данная организация имеет право требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей. После установления тарифов организация, осуществляющая транспортировку воды, может предложить заключение договора на транспортировку воды и (или) сточных вод гарантирующей организации.
По заявлению Общества, несмотря на то, что между ОАО "Нижегородский водоканал" и ООО "Маяк", которому принадлежат водопроводные и канализационные сети на праве собственности, в том числе, от которых проведены водопроводные линии к дому 6 по пер. Мотальному, не заключен договор на транспортировку воды, ООО "Мая" обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности и находящихся в границах его эксплуатационной ответственности. Общество считает себя ненадлежащим ответчиком, так как заборы воды делались на внутридомовых сетях, а не на сетях, находящихся на обслуживании ОАО "Нижегородский водоканал", считают, что вина Общества не доказана.
В соответствии со ст. 327.1 ч. 2 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Руководствуясь ст. 327.1 ч. 2 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность принятого решения только в обжалуемой части, оснований для проверки решения в полном объеме не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда находит апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению, а состоявшееся по делу судебное постановление отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такого характера нарушения судом первой инстанции допущены не были.
Удовлетворяя иск, суд пришел к верному выводу, что ОАО "Нижегородский водоканал" как гарантирующий поставщик на территории г.Н.Новгорода не осуществляет действий для достижения целей государственной политики в сфере водоснабжения по обеспечению качественного водоснабжения населения, в частности "адрес" "адрес".
Данные выводы суда основаны на доказательствах, которые были исследованы судом, им была дана правильная оценка, при этом, суд верно применил нормы материального права, которые регулируют спорные правоотношения. Оснований для иной оценки доказательств у судебной коллегии не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судом, что подача ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" питьевой воды для оказания абонентом коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирном жилом "адрес" "адрес" осуществляется ОАО "Нижегородский водоканал" на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ (Л.д.156-160).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Нижегородский водоканал" и ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" было заключено дополнительное соглашение к договору N от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи воды и предоставления услуг по водоотведению, в соответствии с которым стороны договорились изложить названный договор в редакции договора согласно приложению к данному дополнительному соглашению.
В соответствии с приложением к дополнительному соглашению гарантирующую организация (ОАО "Нижегородский водоканал") обязалась в течении действия настоящего договора подавать абоненту (ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"") через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества для оказания абонентом коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах в объеме, установленном в соответствии с настоящим договором и принимать от абонента сточные воды.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ. истцом был осуществлен отбор проб питьевой воды на границе эксплуатационной ответственности между ОАО "Нижегородский водоканал" и ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" (кран в подвале жилого "адрес" "адрес") (Л.д.14-15).
В соответствии с актом проверки ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в "адрес" в Автозаводском, "адрес"х "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ. качество питьевой воды отобранной на границе эксплуатационной ответственности между ОАО "Нижегородский водоканал" и ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" не соответствует требованиям п.п. 3.4.1, 3.5 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", а именно: железо составляет 0,72 мг/дм кубический (гигиенический норматив - не более 0.3 мг/дм. кубический), цветность - 26 градуса Цельсия (гигиенический норматив - не более 20 градусов Цельсия).
Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"" установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В пункте 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N указано, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и очистку сточных вод в соответствии с требованиями законодательства РФ об охране окружающей среды.
В силу ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.19 названного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Проанализировав представленные истцом доказательства, применительно к приведенным нормам материального права, суд пришел к верному выводу, что в результате незаконного бездействия ОАО "Нижегородский водоканал" качество питьевой воды, поставляемой в "адрес" "адрес", и отобранной на границе эксплуатационной ответственности между ОАО "Нижегородский водоканал" и ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" не соответствует требованиям п.п. 3.4.1, 3.5 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Доводы апелляционной жалобы о том, что на границе ответственности ОАО "Нижегородский водоканал" и ООО "Маяк" качество питьевой воды соответствует СанПин 2. ДД.ММ.ГГГГ-01, а поэтому вины в поставке питьевой воды в "адрес" "адрес" ненадлежащего качества не имеется, судебной коллегией во внимание не принимается.
Из материалов дела следует и установлено судом, что между ОАО "Нижегородский водоканал" и ООО "Маяк" заключен договор N от ДД.ММ.ГГГГ холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которым определена граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям между сторонами и определяется в акте балансовой принадлежности Приложение N. (Л.д.215-232).
Из приложения N к указанному договору усматривается, что водопроводная сеть присоединенная к дому N, расположенному по адресу: "адрес" относится к балансовой принадлежности ООО "Маяк" (Л.д.239-240).
Данные обстоятельства подтверждаются так же и схемой разграничения балансовой принадлежности сетей водопровода и канализации (Л.д.244).
Согласно протоколу N от ДД.ММ.ГГГГ. (Л.д.213) количественного химического анализа, вода отобранная на границе ответственности ОАО "Нижегородский водоканал" и ООО "Маяк" соответствует требованиям СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-01.
В соответствии с Постановление администрации г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ N N ОАО "Нижегородский водоканал" было определено в качестве гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории "адрес".
Пунктом 4 данного постановления ОАО "Нижегородский водоканал" определено заключать с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
В силу п. 4,5 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"" гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.1 ст.16 названного Федерального закона по договору по транспортировке горячей или холодной воды (далее - договор по транспортировке воды) организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Как указывалось выше статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"" установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 34, 45, 46, 55, 56 Правил холодного водоснабжения и водоотведения утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N от 29.07.2013г. организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в том числе: обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и очистку сточных вод в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
Договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация), которая намерена заключить договор по транспортировке холодной воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, направляет в транзитную организацию проект такого договора и заявку на заключение договора.
Транзитная организация в течение 15 дней со дня поступления проекта договора по транспортировке холодной воды, проекта договора по транспортировке сточных вод обязана подписать 2 экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к нему документов, подтверждающих правомочия лица, подписавшего указанный договор и действующего от имени абонента.
Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности суд правомерно указал, и с ним соглашается судебная коллегия, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"" и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения для гарантирующих организаций определены правовые механизмы в целях достижения задач государственной политики по обеспечению качественного водоснабжения населения, в том числе обязанность организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения заключить договор по транспортировке горячей или холодной воды, в силу которого данная организация обязана поддерживать водопроводные сети и сооружения на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что ОАО "Домоуправляющая компания "адрес"" неоднократно обращалось в адрес ОАО "Нижегородский водоканал" с просьбой принять меры по приведению качества холодного водоснабжения "адрес" "адрес" в соответствии с требованиями СанПин (Л.д.107, 110, 114, 115).
ОАО "Нижегородский водоканал" в ответ на указанные обращения указывал на то, что водоснабжение "адрес" "адрес" осуществляется через водопроводную сеть не находящуюся в аренде у общества. При этом ОАО "Нижегородский водоканал" ссылался на то, что общество неоднократно обращалось в адрес собственника данной водопроводной сети с рекомендацией осуществления её промывки.
Из изложенных обстоятельств следует, что ОАО "Нижегородский водоканал" располагал сведениями о том, что водоснабжение "адрес" "адрес" осуществляется транспортировкой воды через водопроводные сети эксплуатирующиеся ООО "Маяк" (ООО "Атлант Девелопмент") и качество питьевой воды поступающей в указанный многоквартирный дом не соответствует гигиеническим нормативам.
Между тем, ОАО "Нижегородский водоканал" не представлено суду доказательств направления ООО "Маяк" (ООО "Атлант Девелопмент") проекта договора по транспортировке холодной воды, либо обращения в суд с иском о понуждении указанных лиц к заключению договора по транспортировке холодной воды.
Таким образом, ОАО "Нижегородский водоканал" не предпринимало каких либо мер к заключению обязательного договора по транспортировке воды с ООО "Маяк" (ООО "Атлант Девелопмент"), в силу которого данная организация была бы обязана поддерживать водопроводные сети и сооружения на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация была бы обязана оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Указанные выводы суда являются правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, при этом, суд правильно определилнормы материального права, которые регулируют спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что организация, эксплуатирующая отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения должна обратиться в орган, осуществляющий государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения для установления конкретного тарифа на транспортировку воды, после чего данная организация имеет право требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных сетей, и может предложить ОАО "Нижегородский водоканал" заключить договор на транспортировку воды, не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения, а также о том, что ОАО "Нижегородский водоканал" является ненадлежащим ответчиком по делу.
В пункте 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, дано понятие "транзитная организация" - это организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
В пункте 45 Правил указано, что договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
При этом, заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным (пункт 46 Правил).
Давая толкование приведенным нормам права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что данные нормы не ставят в зависимость заключение договора на транспортировку холодной воды, который заключается в обязательном порядке, от обращения транзитной организации в компетентный орган для установления тарифов за транспортировку воды. Тариф на транспортировку холодной воды может быть установлен в ходе заключения самого договора, а в случае разногласий по указанному вопросу судом в порядке ст. 446 ГК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "Маяк", являющийся владельцем водопроводных сетей, по которым идет поставка холодной воды в "адрес" "адрес", обязано содержать эти сети в силу ст. 210 ГК РФ также не свидетельствует о том, что ОАО "Водоканал" является ненадлежащим ответчиком, так как в силу данной нормы права ООО "Маяк" обязано нести бремя содержания самих водопроводных сетей, то есть содержать их в исправном состоянии, позволяющем транспортировать по ним холодную воду, и лишь в рамках договор на транспортировку холодной воды на транзитную организацию возлагается обязанность за обусловленную указанным договором плату, не только содержать водопроводные сети в исправном состоянии, но и обеспечивать транспортировку холодной воды с учетом допустимых изменений качества холодной воды от точки приема до точки подачи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 июня 2015 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.