Судебная коллегия по гражданским делам "адрес" областного суда в составе:
Председательствующего Апалькова А.М.
Судей Букреевой Е.В., Барковой Н.Н.
При секретаре А.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску В.Н.В. к Администрации "адрес" о признании незаконными действий и обязании предоставить в аренду земельный участок, поступившее по апелляционной жалобе истца В.Н.В. на решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"В иске В.Н.В. к Администрации "адрес" о признании незаконными действий и обязании предоставить в аренду земельный участок - отказать.".
Заслушав доклад судьи Букреевой Е.В., объяснения представителя истца В.Н.В. по доверенности К.Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
В.Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации "адрес" о признании незаконными действий и обязании предоставить в аренду земельный участок. Свои требования мотивировала тем, что она ДД.ММ.ГГГГ направила заявление на имя Главы администрации "адрес" о предоставлении ей в аренду земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, площадью 15807 +/- 44кв.м., расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, с находящимися на нем объектами недвижимости, принадлежащими ей на праве собственности. 24.06.2015г. Земельным комитетом Администрации "адрес" был дан отказ, поскольку с заявлением необходимо обращаться в Комитет по управлению имуществом "адрес", в силу требований Закона "адрес" N8-ЗКО от 05.03.2015г. "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа " "адрес"" и органами государственной власти "адрес" по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено", который вступает в силу по истечению 10 дней после официального опубликования 16.03.2015 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. Считает, что данный закон противоречит требованиям п.1.2. ст. 17 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в силу того, что вступление в силу Закон N8-ЗКО от 05.03.2015г. возможно, лишь начиная с 01.01.2016г. В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органами местного самоуправления городского округа. Просит признать незаконными действия Администрации "адрес" по отказу в предоставлении в аренду истцу земельного участка, площадью 15807 +/- 44кв.м., расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N и обязать Администрацию "адрес" предоставить в аренду данный земельный участок.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец В.Н.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Истец, представители ответчика и 3-х лиц в судебное заседание при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Вместе с тем, в силу п. 4 ст. 2 указанного Федерального закона полномочия местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу ч. 1.2. ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года. Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Пункт 10 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации",
распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, утратил силу с 1 марта 2015 года (Федеральный закон от 23.06.2014 года N171-ФЗ).
Постановлением Губернатора "адрес" от 17.10.2006 N 447 "Об органе исполнительной государственной власти "адрес", уполномоченном на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах "адрес", и максимальных размерах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах "адрес", которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления "адрес"" было постановлено определить комитет по управлению имуществом "адрес" органом исполнительной государственной власти "адрес", уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах "адрес" и установить максимальный размер земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах "адрес", которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления "адрес" до 200 кв. м.
Данное постановление было отменено Постановлением Губернатора "адрес" от 10.04.2015 N 174-пг "О мерах по реализации части 1 статьи 2 Закона "адрес" от 5 марта 2015 года N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа " "адрес"" и органами государственной власти "адрес" по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено" и постановлено определить комитет по управлению имуществом "адрес" органом исполнительной власти "адрес", уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа " "адрес"", в пределах полномочий, предусмотренных Законом "адрес" от 5 марта 2015 года N 8- ЗКО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа " "адрес"" и органами государственной власти "адрес" по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено".
Пунктом г ч.1 ст.2 Закона "адрес" от 05.03.2015 N8-ЗКО О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа " "адрес"" и органами государственной власти "адрес" по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено" предусмотрено, что Администрация "адрес" и (или) уполномоченные Губернатором "адрес" исполнительные органы государственной власти "адрес" осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа " "адрес"" по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенными на территории городского округа " "адрес"", за исключением: земельных участков, площадь которых не превышает 200 кв.м.
Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона, настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
До настоящего времени приведенные выше нормативные акты субъекта РФ не отменены, не признаны недействующими.
Проанализировав вышеуказанное законодательство, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах "адрес", площадь которых превышает 200 кв.м., остались в компетенции комитета по управлению имуществом "адрес"
Судом установлено, что В.Н.В. является собственником нежилых зданий общей площадью: 383,2 кв.м., 620 кв.м., 232,9 кв.м. 115,6 кв.м.,, 535,7 кв.м., 813,9 кв.м.,, 20,9 кв.м., расположенных по адресу: "адрес" на основании договора купли- продажи от 28.05.2012г.
Как усматривается из материалов дела, недвижимость расположена на земельном участке с кадастровым номером N площадью 15807+-44кв.м. государственная собственность на который не распределена, отнесенном к землям населенных пунктов используемое для эксплуатации промышленных объектов. Договор аренды на земельный участок не заключался.
Судом также установлено, что 15.04.2015г. истец обратилась к Главе администрации "адрес" с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду. 27.04.2015г. Земельным комитетом "адрес" был дан отказ в связи с тем, что распоряжение земельным участком кадастровый N площадью 15807кв.м., расположенный по адресу: "адрес" осуществляет комитет по управлению имуществом "адрес".
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд мотивировал тем, что отказ принят в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, поскольку как на момент обращения к ответчику с заявлением об аренде земельного участка, площадью свыше 200 кв.м., так и на момент разрешения спора по существу Администрация "адрес" не была наделена такими полномочиями, в комитет по управлению имуществом "адрес" истец не обращалась об аренде спорного земельного участка, в связи с чем права либо свободы В.Н.В. не были нарушены, и законных оснований для заключения договора аренды на спорный земельный участок у истца с Администрацией "адрес" не имеется.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, признаваемых законом основаниями к отмене судебных постановлений, не допущено.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что действиями Администрации "адрес" незаконно отказано в предоставлении в аренду В.Н.В. спорного земельного участка, поскольку они направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Апелляционная жалоба не содержат правовых оснований к отмене решения суда, доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Правового значения по делу они не имеют и выводов суда первой инстанции не опровергают.
Юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, дело судом рассмотрено в пределах заявленных требований, выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда "адрес" от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - истца В.Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.