Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 08 октября 2015 г. по делу N 33А-1740/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Манохина В.В.,
при секретаре Васильеве В.А., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ЗРУЖО) Когута ФИО8 на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 15 июля 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N старшины Ларченко ФИО9 об оспаривании действий ЗРУЖО, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., объяснения заявителя возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ларченко проходит военную службу по контракту, заключенному до 1 января 1998 года, в войсковой части N дислоцированной на территории Республики Беларусь.
В феврале 2015 года в связи с предстоящим увольнением с военной службы он обратился в ЗРУЖО с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи четыре человека (он, супруга и двое сыновей) в избранном постоянном месте жительства в городе Санкт-Петербурге, в чем решением от 6 апреля 2015 года N заместителя начальника ЗРУЖО ему было отказано в связи с представлением документов, которые не подтверждают его право состоять на жилищном учете.
Полагая свои права нарушенными, Ларченко обратился в суд с заявлением в котором просил признать указанное решение незаконным, отменить его и обязать принять решение о постановке его и членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городе Санкт-Петербурге.
Также Ларченко просил взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 300 рублей.
Суд первой инстанции заявление Ларченко удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица просит решение гарнизонного военного суда отменить.
В обоснование жалобы со ссылкой на положения п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обращает внимание на то, что, поскольку Ларченко подлежит увольнению с военной службы по окончании срока контракта, у него отсутствует право на обеспечение постоянным жилым помещением по избранному месту жительства.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из абз. ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Таким образом, законодатель не предусмотрел прямой нормы по обеспечению жильем военнослужащих, проходящих военную службу за пределами Российской Федерации, заключившим контракт до 1 января 1998 года и увольняемых с военной службы не по льготным основаниям.
Вместе с тем Ларченко как военнослужащий заключивший контракт до 1998 года в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона обладает правом быть признанным нуждающимся в жилых помещениях и правом на обеспечение жилым помещением по его выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту прохождения военной службы.
Как следует из материалов, дела Ларченко проходит военную службу по контракту, заключенному до 1 января 1998 года, в войсковой части N, дислоцированной в Республики Беларусь. В феврале 2015 года в связи с предстоящим увольнением с военной службы он обратился о признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства в городе Санкт-Петербурге.
С учетом того, что военную службу Ларченко проходит на территории Республики Беларусь, где имеется только служебный жилищный фонд, он не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что заявитель подлежит постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Российской Федерации, в данном случае, в городе Санкт-Петербурге как в избранном им месте жительства.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем и поскольку гарнизонным военным судом Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" не было привлечено к участию в деле, в связи с нарушением норм процессуального права, решение суда первой инстанции в части взыскания с него в пользу заявителя судебных расходов подлежит отмене.
При этом заявитель имеет право вновь обратиться в суд с заявлением о возмещении понесенных судебных расходов в порядке, предусмотренном КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 311 и п. 2 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 15 июля 2015 года по заявлению Ларченко ФИО10 в части взыскания с ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации за счет его довольствующего органа Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" в пользу заявителя понесенных судебных расходов в сумме 300 рублей в связи с нарушением норм процессуального права отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица Когута ФИО11. - без удовлетворения.
Подписи
Верно.
Председательствующий: С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания: В.А. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.