Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 08 октября 2015 г. по делу N 33А-1750/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Манохина В.В.,
при секретаре Васильеве В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Рубиса В.М. на решение Брянского гарнизонного военного суда от 15 июля 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Юрченко Александра Викторовича об оспаривании действий начальника территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в Брянской области - г. Брянск (далее - территориальное отделение), связанных с требованием о предоставлении соглашения о сдаче служебного жилого помещения и в ненаправлении ответа на обращение заявителя.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Юрченко, проходит военную службу по контракту, заключенному до 1 января 1998 года.
В 2000 году он был обеспечен служебным жилым помещением на состав семьи из четырех человек (он, супруга, сын, дочь) - трехкомнатной квартирой, расположенной по адресу: "адрес" и состоял на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма с 18 марта 2010 года.
В сентябре 2012 года брак Юрченко был прекращен, заявитель снялся с регистрационного учета и выехал из вышеуказанной квартиры, где остались проживать бывшая супруга и двое детей.
В декабре 2014 года он обратился в территориальное отделение с заявлением о перечислении ему субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
В ответе начальника территориального отделения от 19 декабря 2014 года N на обращение заявителя указано на необходимость представления соглашения о сдаче жилого помещения по адресу: "адрес".
В связи с невозможностью представить указанное соглашение 18 апреля 2015 года Юрченко направил в территориальное отделение заявление с просьбой освободить его от обязанности предоставления соглашения о сдаче служебного жилья и произвести ему выплату жилищной субсидии.
Поскольку вопрос о выделении субсидии начальником территориального отделения не решен и от начальника территориального отделения ответа на заявление от 18 апреля 2015 года не поступило, Рубис в интересах Юрченко обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника территориального отделения, связанные с требованием по предоставлению соглашения о сдаче служебного жилого помещения в городе "адрес", и обязать это должностное лицо предоставить Юрченко жилищную субсидию, предусмотренную ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Также признать незаконным бездействие начальника территориального отделения, связанное с ненаправлением ответа на обращение от 18 апреля 2015 года, и обязать его направить ответ.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления Юрченко отказал.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований его доверителя.
В обоснование жалобы, со ссылкой на положения ч. 4 ст. 31 ЖК РФ обращает внимание, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи и полагает, что полной мере эта норма применяется и к правоотношениям, связанным с пользованием служебным жилым фондом.
Указывает, что Юрченко предпринимал все зависящие от него меры по выселению бывшей супруги либо по переоформлению на нее квартиры, обращаясь к начальнику территориального отделения и в прокуратуру.
Полагает, что, поскольку бывшая супруга заявителя работает в войсковой части N, она имеет право на занимаемую ею квартиру.
Со ссылкой на положения ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" указывает, что был нарушен порядок рассмотрения обращения Юрченко. Ответ датированный 11 июня 2015 года, был представлен только в Брянский гарнизонный военный суд, при этом доказательств его направления заявителю в установленный законом тридцатидневный срок не имеется.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно абз. 1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 176-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Во исполнение приказа Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года N 510 начальником ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (далее - Управление) приказом от 11 сентября 2014 года N 01-05/65 утвержден Порядок принятия решений о предоставлении жилищной субсидии (далее - Порядок).
Согласно п. 3 и 5 Порядка для перечисления жилищной субсидии военнослужащие представляют в Управление или его территориальные отделения комплект документов по приказу МО РФ N 1280, заявление о перечислении жилищной субсидии и договор об открытии банковского счета. Сотрудники территориальных отделений организуют работу по проверке комплектов документов и направляют запрос в Россреестр.
На основании п. 6 Порядка до поступления ответа из Росреестра сотруднику подразделения необходимо проверить все документы, содержащиеся в учетном деле военнослужащего, при наличии специализированного жилого помещения (жилого помещения в общежитии, служебной квартиры) составить в двух экземплярах соглашение о сдаче жилого помещения, которое военнослужащим должно быть исполнено в установленные сроки после перечисления ему жилищной субсидии на открытый им в банке счет.
О том, что сдача служебного жилого помещения является необходимым условием для предоставления военнослужащим жилого помещения для постоянного проживания, одной из форм обеспечения которым является выплата жилищной субсидии, указано и в п. 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция).
Согласно п. 17 Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. При этом реализация данного права военнослужащих, ранее получивших жилое помещение от государства, поставлена под условие обязательной его сдачи военнослужащим и членами его семьи.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился ранее полученным от государства жилым помещением или не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из материалов дела видно, что на основании ордера от 30 августа 2000 года, выданного КЭЧ Брянского района Юрченко и членам его семьи (супруга, сын, дочь) предоставлена служебная трехкомнатная "адрес", расположенная по адресу: "адрес" по адресу которой заявитель был зарегистрирован.
Этими же материалами подтверждается, что 7 сентября 2012 года брак между ним и бывшей супругой расторгнут, 29 августа 2012 года Юрченко снялся с регистрационного учета и выехал из квартиры, с мая 2013 года зарегистрирован и проживает в общежитии войсковой части N по адресу: "адрес"
Поскольку Юрченко, ранее обеспеченный, как военнослужащий, в "адрес" жилым помещением, вопрос о сдаче жилья не решили в настоящее время в вышеуказанной квартире зарегистрированы и проживают бывшая супруга и дети заявителя, при таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании действий должностного лица, связанных с возложением на Юрченко обязанности по предоставлению соглашения о сдаче ранее предоставленного служебного жилого помещения, правомерным, а поэтому обоснованно отказал ему в удовлетворении заявления.
По этим же основаниям является безосновательной ссылка представителя заявителя на обращение Юрченко к различным должностным лицам о выселении бывшей супруги из указанной квартиры.
Доводу автора жалобы о том, что бывшая супруга заявителя работает в войсковой части N, в связи с чем она имеет право на занимаемую ею квартиру, в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Статьями 5 и 10 названного закона предусмотрено право гражданина на получение ответа на свое обращение, равно как и обязанность государственного органа (должностного лица) дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, который направляется по указанному в обращении адресу.
Из материалов дела усматривается, что на обращение Юрченко от 18 апреля 2015 года исполняющим обязанности начальника территориального отделения в пределах его компетенции был дан заявителю письменный ответ по существу поставленных им вопросов.
При таких данных и вопреки мнению автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Юрченко.
Что касается ссылки в жалобе на неполучение ответа и нарушение сроков рассмотрения обращения, то признать это обстоятельство существенным нарушением установленного порядка рассмотрения заявлений в данном случае оснований не имеется.
Иные доводы заявителя не могут быть признаны существенными, влекущими отмену или изменение решения суда первой инстанции.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 15 июля 2015 года по заявлению Юрченко Александра Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя Рубиса В.М. - без удовлетворения.
Подписи
Верно.
Председательствующий: С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания В.А. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.