Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 октября 2015 г. по делу N 33А-1814/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Тюмина С.Ю.,
судей: Попова В.В. и Манохина В.В.,
при секретаре Васильеве В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Брянского гарнизонного военного суда от 23 июля 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N младшего сержанта Иванова ФИО9 об оспаривании действий заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - ЗРУЖО), связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., судебная коллегия
установила:
как видно из материалов дела и решения суда, Иванов в марте 2000 года поступил на военную службу по контракту и проходил службу в войсковой части N.
Решением ЗРУЖО от 24 апреля 2015 года N заявителю отказано в принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, поскольку Иванов к новому месту службы не убывал, а также снялся с регистрационного учета по адресу: "адрес", собственниками, которого в равных долях являются мать и дядя заявителя.
Полагая свои права нарушенными, Иванов просил суд признать незаконным решение ЗРУЖО от 24 апреля 2015 года и обязать принять его на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Иванову отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы, обращает внимание на то, что с 5 августа 2013 года он совместно с матерью не проживает.
Ссылаясь на ст. 14 Семейного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июня 2009 года N 14, указывает, что мать является его близким родственником, но не членом его семьи, поскольку общее хозяйство с собственником жилого помещения он не ведет, у них отсутствует общий бюджет, общие предметы быта, кроме того, он в 2013 году выехал на другое место жительства.
Обращает внимание, что он снялся с регистрационного учета ( "адрес") по просьбе матери, поскольку она осуществляет оплату квартиры, что затрудняет ее финансовое положение.
Ссылаясь на положения п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 99 ЖК РФ, полагает, что подлежит обеспечению служебным жилым помещением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Анализ названных норм позволяет прийти к выводу, что основанием предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, заключенному после 1 января 1998 года, специализированных жилых помещений является их необеспеченность жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, или в других близлежащих населенных пунктах.
Следовательно, обеспеченность военнослужащего жилым помещением по месту прохождения военной службы исключает возможность обеспечения его служебным жильем в этом населенном пункте или непосредственной близости от него.
Как видно из материалов дела Иванов проходит военную службу по контракту, заключенному после 1 января 1998 года, в войсковой части N, дислоцированной в городе Брянске. При этом он с 24 ноября 2006 года был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 147.3 кв.м., принадлежащем на праве долевой собственности матери заявителя - ФИО4 и его дяде - ФИО5 25 февраля 2015 года Иванов в добровольном порядке снялся с регистрационного учета в этом доме, после чего зарегистрировался по адресу войсковой части N.
В силу ч. 1 ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользоваться этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Таким образом, по делу достоверно установлено, что жилым помещением заявитель был обеспечен, а снявшись с регистрационного учета из жилого помещения и зарегистрировавшись по адресу воинской части, тем самым он создал условия, требующие участия со стороны командования в обеспечении его служебным жилым помещением.
Действия заявителя являются намеренными, направленными на получение служебного жилого помещения, являющимися одной из форм злоупотребления правом (ст. 10 ГПК РФ), которое не подлежит судебной защите.
Доводы заявителя о том, что он с 5 марта 2013 года в доме ( "адрес"), принадлежащем матери, не проживает, общее хозяйство с ней не ведет, у них отсутствует общий бюджет, а также, что он выехал в другое место жительства по просьбе матери, так как она осуществляет оплату квартиры, не могут быть приняты во внимание, поскольку Иванов имел право пользования указанным жилым помещением. При этом каких-либо доказательств вынужденности выселения из жилого помещения, принадлежащего его матери, заявитель не представил.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции является по существу правильным, а доводы жалобы по вышеизложенным основаниям не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 311, п. 1 ст. 309, КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 23 июля 2015 года по заявлению Иванова ФИО10 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно.
Председательствующий: С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания: В.А. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.