Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев в г. Кургане 15 января 2016 г. жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Курганской области А.Л.В. на решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 11 ноября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Курганской области А.Л.В. от " ... " юридическое лицо ОАО "Курганский центральный рынок" привлечено к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в размере " ... " рублей.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 11 ноября 2015 г. постановление должностного лица отменено, дело направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области должностному лицу, вынесшему постановление.
В жалобе в Курганский областной суд заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, заместитель главного государственного санитарного врача по Курганской области А.Л.В. просит решение судьи отменить, как незаконное.
В обоснование доводов жалобы указывает, что ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ возможность отнесения рассмотрения дел об административных правонарушениях к компетенции суда поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица. Исходя из положений действующего законодательства, должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ. При этом, передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания в виде административного приостановления деятельности, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.
Представитель ОАО "Курганский центральный рынок" и представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в рассмотрении жалобы не участвовали, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Полагаю возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признаются действия (бездействие), повлекшие нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения Управлением Роспотребнадзора по Курганской области в период со " ... " по " ... " внеплановой выездной проверки в отношении ОАО "Курганский центральный рынок" выявлено нарушение юридическим лицом статей 12, 13, 14 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации", статей 11, 15, 24, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 8, 9, 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктов 9.13, 13.5, 9.3, 9.12, 10.1, 6.4, 7.2, 7.5, 8.24, 8.16, 10.4, 7.8, 12.1, 12.2, 12.3, 14.1, 7.7, 8.4, 7.10, 9.2, 6.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", раздела IV постановления Правительства Курганской области от 10 июля 2007 г. N 280 "О порядке организации деятельности ярмарок на территории Курганской области", пунктов 10, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55.
Указанные действия (бездействие) юридического лица были квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с чем постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Курганской области А.Л.В. от " ... " ОАО "Курганский центральный рынок" привлечено к административной ответственности за совершение данного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа.
Отменяя указанное постановление должностного лица и возвращая ему дело об административном правонарушении, судья первой инстанции пришел к выводу, что данное дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением правил подведомственности, поскольку санкция ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде приостановления деятельности, в связи с чем рассмотрение данных дел подведомственно судьям районных судов.
Однако такой вывод не основан на нормах КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 названного Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В ч. 2 ст. 23.13 КоАП РФ перечислены должностные лица, которые вправе от имени этого органа рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 6.3 названного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 данного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Санкцией ст. 6.3 КоАП РФ для юридических лиц установлена ответственность в виде административного штрафа или административного приостановления деятельности.
В силу абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно правовой позиции, выраженной в подпункте "в" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
По смыслу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.
Исходя из приведенных выше положений КоАП РФ и позиции, изложенной в названном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, должностные лица органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами.
При этом передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания в виде административного приостановления деятельности, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.
Таким образом, правила подведомственности при рассмотрении дела должностным лицом административного органа не нарушены. Содержащийся в решении судьи Курганского городского суда Курганской области от 11 ноября 2015 г. вывод о том, что рассмотрение данного дела не относится к подведомственности должностного лица административного органа, является неправильным.
При таких обстоятельствах решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 11 ноября 2015 г. подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Курганском областном суде жалобы заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Курганской области А.Л.В. годичный срок давности привлечения к административной ответственности ОАО "Курганский центральный рынок", установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истёк, дело подлежит направлению в Курганский городской суд Курганской области на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 11 ноября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ОАО "Курганский центральный рынок" отменить.
Настоящее дело об административном правонарушении направить в Курганский городской суд Курганской области на новое рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора области или его заместителей.
Судья Курганского
областного суда С.Н. Менщиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.